а что это вообще такое - эзотерическая традиция?
я доверяю учению Гурджиева не в силу его традиционности, а просто потому, что (как мне кажется) проверил его основные положения на опыте. Но, к сожалению, при таком подоходе специфика эзотерики в сравнении с наукой теряется. Не знаю, что с этим делать.
Традиционность учения Гурджиева под вопросом. Он использовал какие-то традиционные (и не только) идеи, но это еще не делает его носителем традиционного знания как это понимается в самой традиции. Не в упрек Г.И., а просто для ясности.
* * *
Действительно, Ваш подход к учению не так сильно отличается от научного и в нем мало чего собственно эзотерического. Может быть, это не так уж плохо - лишь бы работало. Кроме того, даже важная для Вас идея осознанности или СВ теряет, как мне кажется, часть своей "эзотеричности" в современном мире - хотя бы потому, что уж слишком много об этом пишут книжек.
Можно ли попытаться как-то выделить специфику эзотерического подхода? В той конкретной традиции, с которой я знаком, "эзотеричность" не только и даже не столько в идеях, сколько в других, не всегда очевидных вещах.
Очень важна роль общины. В общине необходимо присутствие людей с более высоким уровнем бытия, тогда есть шанс научиться и другим. Обучение идет не через идеи, а "естественно", через подражание и "впитывание" воздействий более высоко стоящих людей.
Необходим эмоциональный накал, что в науке не всегда является очевидным требованием. Важна преданность наставнику, это создает особую атмосферу. Вообще, иранские суфии отчасти живут, если можно так сказать, в особом, виртуальном мире, где действуют иные законы - как бы более высокого порядка. Жизнь в таких обстоятельствах оказывает на некоторых трансформирующее воздействие, которое не получишь никакими наукоподобными изысканиями. Происходящее совсем не похоже на научную обстановку. Не рациональное знание, а миф (в широком смысле, не в плане выдумки) является для этих людей движущей силой.