Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Золотое правило нравственности - расширенный вариант  (Прочитано 17489 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Далее, я говорю о другом и более трудном. Кто пребывает в наготе и чистоте этой природы, тот должен преодолеть личное настолько, чтобы делать то же добро тому человеку, который находится по ту сторону моря и которого он никогда не видал в лицо, как и тому, кто теперь с ним, и кто его заветный друг. Пока ты желаешь добра для себя более, чем для человека, которого ты никогда не видал, ты поистине не прав и ты ни на один маленький миг не заглянул в эту простую глубину. Быть может, ты и видел истину в бледном мысленном отображении ее, как бы в подобии, но ты никогда не обладал наилучшим.


Мейстер Экхарт "Духовные проповеди и рассуждения"
http://anthropology.rchgi.spb.ru/ekhart/ekhart_t1.htm

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Поступай с другими так, чтобы они поступали с тобой, как хочется тебе. (с)


(Опубликовано в разделе юмора)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать
1) чего не хочешь для себя, не делай другому

2) А потому  во  всем  поступайте  с людьми так,  как хотите,  чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков. (Иисус)

3) Алмазное правило этики. Делать то, что приносит наибольшую пользу другим - прежде всего  то, что не может делать кто-либо иной. (М.Эпштейн)


Как-то вечером шейх [Музаффер] повел беседу о смирении и служении. Он красноречиво говорил о служении и о том, что следует отдавать предпочтение нуждам других людей перед своими собственными.

И тут кто-то спросил: «А как быть с людьми высокомерными? Как мы можем служить им?»

Шейх выпрямился и повысил свой мощный голос: «С высокомерными людьми вы должны вести себя высокомерно!»

Все были ошеломлены.

Шейх продолжал: «Обращаться с высокомерными людьми со смирением — всё равно, что давать им яд. Это только подпитывает их высокомерие».

"Из реки речений", гл. "Добродетели"

На первый взгляд, тут есть противоречие с золотым правилом - никто ведь не хочет, чтобы с ним обращались высокомерно. Но с другой стороны, никто же не хочет, чтобы ему дали яд, так что противоречие снимается )

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Золотое правило нравственности
« Ответ #114 : 08 дХТаРЫп 2014, 22:48:28 »
2) А потому  во  всем  поступайте  с людьми так,  как хотите,  чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков. (Иисус)

Франко Сакетти. Новелла 181.

Ответ, данный сэром Хоквудом двум францисканцам, был хорош. Эти монахи были в нужде и пошли посетить его в одном из его замков по названию Монтеккио, примерно в миле от Кортоны. Придя к нему, они приветствовали его по своей привычке:
—Господин, да дарует Господь вам мир.
И он тогда дал им такой ответ:
— Да лишит вас Господь всех подаяний.
Монахи сильно испугались и сказали:
— Сэр, почему вы говорите с нами подобным образом?
— Ну, а я мог бы спросить вас, отчего вы говорите со мной подобным образом? — сказал сэр Джон.
И монахи сказали:
— Мы хотели лишь пожелать вам блага.
Сэр Джон ответил:
— Как вы можете думать, что желаете мне добра, если вы приходите ко мне и желаете, чтобы Господь заставил меня умереть от голода? Неужто вы не знаете, что я живу войной, и что мир будет моей погибелью? А потому, что как я живу войной, так вы живёте подаяниями, ответ, который я дал вам, был таким же, как ваше приветствие.
Монахи пожали плечами и сказали:
— Сэр, вы правы. Простите нас. Мы были глупы.
И после того, как закончили они некоторые дела, которые у них были с ним, они ушли и вернулись в свой монастырь в Кастильоне Аретино, где рассказали этот анекдот, бывший приятным и умным, особенно для Хоквуда, но не для тех, кто предпочёл бы жить в мире.

Исследование: ветхозаветная формулировка ближе к жизни, чем новозаветная, и значительно безопаснее - в плане непричинения вреда другому.



Тов 4:15 и Мф 7:12: две формулировки одного правила?                        


Принято считать, что так называемое «золотое правило нравственности» имеет две формулировки, позитивную и негативную (обе представлены в Библии: первая в Новом завете (Мф 7:12), вторая – Ветхом (Тов 4:15)). В нижеследующем письме высказаны некоторые сомнения в возможности представить «негативную формулировку» как непосредственное следствие «позитивной» и наоборот.

<...>

Непричинение другому того, что считаешь злом, безвредно, даже если твои представления о добре и зле в корне неверны (что составляет норму любого человеческого существования в силу конечности природы человека, а значит, ограниченности его познавательных возможностей). Попытки поступить с кем-то так, как хотелось бы, чтобы поступили с тобой, не вызывают ожесточённого сопротивления, только если представления о благе, к которому направлено любое хотение, у благодетеля и облагодетельствованного совпадают.

<...>

...два стиха по смыслу не только не тождественны, но и противоположны: в одном «поступай!» – в другом «воздержись от поступка!». Поступать с людьми так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой, – это судить их по себе. Порочность такого суждения общеизвестна, поэтому чтобы реализовать Мф 7:12, а жизнь «людей», с которыми мы «поступаем, как хотели бы, чтоб они поступали с нами», осталась при этом элементарно выносимой, нужна нечеловеческая эмпатия.

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Сэр поступил парадоксально согласно ветхому завету: око за око..))

Absolutely! Только так и надо всегда поступать. Это очень ценные уроки жизни, которыми нельзя пренебрегать. И результат налицо: монахи осознали свою глупость, извинились и удалились.   ;D

А теперь "методом от противного" представь, если бы сэр Джон поступил иначе.   ;D

картина

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1523
  • Reputation Power: 30
  • картина is working their way up.картина is working their way up.картина is working their way up.
    • Просмотр профиля
2) А потому  во  всем  поступайте  с людьми так,  как хотите,  чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков. (Иисус)

...
ответ, который я дал вам, был таким же, как ваше приветствие.
...

Сэр поступил парадоксально согласно ветхому завету: око за око..))

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
2) А потому  во  всем  поступайте  с людьми так,  как хотите,  чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков. (Иисус)

Франко Сакетти. Новелла 181.

Ответ, данный сэром Хоквудом двум францисканцам, был хорош. Эти монахи были в нужде и пошли посетить его в одном из его замков по названию Монтеккио, примерно в миле от Кортоны. Придя к нему, они приветствовали его по своей привычке:
—Господин, да дарует Господь вам мир.
И он тогда дал им такой ответ:
— Да лишит вас Господь всех подаяний.
Монахи сильно испугались и сказали:
— Сэр, почему вы говорите с нами подобным образом?
— Ну, а я мог бы спросить вас, отчего вы говорите со мной подобным образом? — сказал сэр Джон.
И монахи сказали:
— Мы хотели лишь пожелать вам блага.
Сэр Джон ответил:
— Как вы можете думать, что желаете мне добра, если вы приходите ко мне и желаете, чтобы Господь заставил меня умереть от голода? Неужто вы не знаете, что я живу войной, и что мир будет моей погибелью? А потому, что как я живу войной, так вы живёте подаяниями, ответ, который я дал вам, был таким же, как ваше приветствие.
Монахи пожали плечами и сказали:
— Сэр, вы правы. Простите нас. Мы были глупы.
И после того, как закончили они некоторые дела, которые у них были с ним, они ушли и вернулись в свой монастырь в Кастильоне Аретино, где рассказали этот анекдот, бывший приятным и умным, особенно для Хоквуда, но не для тех, кто предпочёл бы жить в мире.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Кстати, буддийский нравственный принцип сарва атмата - относись к другим как к самому себе.

Этот принцип подходит только для здоровых и осознанных людей. Маньяку этого не объяснишь.
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Кстати, буддийский нравственный принцип сарва атмата - относись к другим как к самому себе.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Искандер

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Reputation Power: 1
  • Искандер has no influence.
    • Просмотр профиля
И это необходимое и достаточное условие для нравственного поведения, которое делает все остальные правила и заповеди излишними?
Десять заповедей - следствие. Они важны как ориентиры и кодекс. Человеку не требуется вырабатывать их с нуля, но принять исходя из своей совести. Но заповеди эти относительны, и применять их верно можно только следуя совести.
Возлюби ближнего как самого себя - это заповедь из Торы (в Евангелии - парафраз). Но в Торе, там где говорится о любви к ближнему, говорится и что это такое: "Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха", то есть не потакай бессовестности. Любовь без совести, ведёт к творению кумиров, что можно видеть наглядно. Поэтому, когда верную заповедь о любви, объявляют первой, тем самым отменяют первичность совести, и получают кумиров в качестве божества и культы личности из пророков и других обожаемых персонажей.
«Прямодушным – радость»  
Псалом 97:11

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
что подразумевается под прямодушием?
Отвечу словами Вашего авторитета, которые уже приводил,
"искренность с самим собою"

***что связано с совестью***
"понимание того, что хорошо и что плохо".

то есть, плохо - это кривить душой, врать себе
хорошо - искренность с самим собою
это исходные критерии зла и добра которые абсолютны (прямодушие всегда добро, криводушие всегда зло), остальное - относительно, в зависимости от содержания в нём абсолютных.
По поводу отступления, совесть подсказала, брось воровать, попробуй таксиста, после опыта таксиста подсказала что созрел для поэта.

 :)


совесть - это абсолютная абсцисса к которой можно и необходимо стремиться, но нельзя абсолютно достичь, (также как сила трения в природе не устранима абсолютно)


совесть - это голос внутренний, чувство-подсказка, - что самообман, а что правда себе.
Кода человек достигает высот прямодушия, это чувствуют и окружающие, называют это высокими чувствами, которые у маэстро выражаются в высоте творения. Следовательно, глас совести имеет универсальный характер как универсален и един мировой закон, который совесть и улавливает.
Любовь - всегда добро, ненависть - всегда зло. Любовь - это абсолютная абсцисса... Когда человек достигает высот любви, это чувствуют и окружающие...
Мудрость - всегда добро, не-мудрость - всегда зло. Мудрость - это абсолютная абсцисса... Когда человек достигает высот мудрости...
Первичность прямодушия относительно любви и мудрости не очевидна.
На мой пример прямодушного серийного убийцы Вы фактически не ответили. Единственное что Вы ответили - что серийный убийца больной человек, а речь идёт о норме. Я Вам ответил, что многие серийные убийцы психически вполне здоровы. Могу добавить: а кто вообще из нас абсолютно здоров? Итак, Ваша совесть будет работать у абсолютно здорового человека - не только психически но и духовно - и получается замкнутый круг: чтобы заполучить её, совесть, надо быть здоровым, а чтобы стать здоровым, надо лишь следовать совести, которая у нездорового человека не работает адекватно.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог

то есть, плохо - это кривить душой, врать себе
хорошо - искренность с самим собою
это исходные критерии зла и добра которые абсолютны (прямодушие всегда добро, криводушие всегда зло), остальное - относительно, в зависимости от содержания в нём абсолютных.

И это необходимое и достаточное условие для нравственного поведения, которое делает все остальные правила и заповеди излишними?
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Диотима

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 127
  • Reputation Power: 1
  • Диотима has no influence.
    • Просмотр профиля
"Вопрос, скорее, в следующем: можно ли вывести некий алгоритм, обнаружить вектор поведения, нравственный компасс, который, не пытаясь описать каждую возможную ситуацию и дать конкретный ответ на каждый этический вопрос, позволил бы нам вести себя с наименьшим вредом для общества и наибольшей пользой для него".
Алгоритм, конечно же, существует, предполагаю, что вопрос скорее в другом, будем ли мы чувствовать себя нравственно камфортно, если будем вести себя с наименьшим вредом для общества и наибольшей пользой для него? Ведь , если кто-то способен реально знать в чеи наибольшая польза для общества, он чаще воспринимается обществом как главный вредитель, мало что его ждет костер или тюрьма, он сам страдает от не понимания его окружающими? Так что мало вероятно, что он будет себя чувствовать камфортно нравственно . Нравственность общества и нравственность истины это разные объекты.

Искандер

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 469
  • Reputation Power: 1
  • Искандер has no influence.
    • Просмотр профиля

ну что ж,пилите Шура, гири, пилите
:)
«Прямодушным – радость»  
Псалом 97:11

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
совесть - это абсолютная абсцисса

совесть - это голос внутренний, чувство-подсказка, - что самообман, а что правда себе.

Кода человек достигает высот прямодушия, это чувствуют и окружающие, называют это высокими чувствами, которые у маэстро выражаются в высоте творения. Следовательно, глас совести имеет универсальный характер как универсален и един мировой закон, который совесть и улавливает.

Это вы какую-то сферическую совесть в геометрическом вакууме имеете в виду. Ее выдают святым, достигшим нужного градуса прямодушия, вместе с пальмовой ветвью и лирой. На это указывает частое использование слова "абсолютный", "универсальный" и "абсцисса".

Чисто теоретически такие построения имеют смысл, но мы тут все дрейфуем в море нравственного релятивизма и нам лира ни к чему, ей грести неудобно. Нам важно удержаться на маленьком дырявом плотике з/п )

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100