Думаю, пример советских психиатров не слишком корректен. Врачи в гитлеровской системе тоже занимали часто весьма специфическую роль, однако это не дискредитирует медицину. Скорее - гитлеровскую систему.
Позвольте задать вопрос: насколько Вы близки к тематике?
Пример из советской (а мог бы быть из нацистской, единорогской и др.) психиатрии взят для дидактических целей. Я просто предположил, что история с Д.А. Приговым вам может быть знакома.
Близок ли я психиатрической тематике? Да. Если интересуют подробности, лучше пишите ЛС.
Подробности меня не интересуют, а интересует то, насколько обосновано мнение моего собеседника. Я например, какое-то время общался с давно практикующим (в психдиспансере) психиатром. Из общения с ним могу сказать, что у меня сложилось впечатление, что полагаться на ничем не обоснованное впечатление или на некий "социальный заказ" при составлении диагноза - это скорее признак полной некомпетентности. Каждый диагноз имеет вполне выраженные критерии и симптоматику, тем более если речь идёт о бредовых состояниях. Безусловно, опыт и интуиция врача играют немаловажную роль, но основываются они именно на психиатрической базе.
Спорить с Вами я не хочу по той простой причине, что дискуссия выйдет беспредметная. Для вящей убедительности к ней стоило бы привлечь того моего знакомого, но он вряд ли пойдёт на это. Однако, если Вас интересуют подробности, можете спросить лично у него. Вот его ЖЖ. В том числе про качество жизни бредящих больных непременно спросите.
Вот критерии бредового расстройства (delusional disorder), согласно Диагностическому и Статистическому Руководству по Психическим Болезням Американской психиатрической ассоциации, 4 издание:
- наличие непричудливого бреда в течение минимум месяца
- отсутствие очевидно странного или причудливого поведения
- отсутствие галлюцинаций, либо они проявляются значительно реже, чем при других психических заболеваниях
- отсутствие потери памяти, отсутствие связи бредового расстройства с иным заболеванием, влиянием алкоголя или лекарственных веществ.
Само же понятие "непричудливого бреда" - предмет дискуссий в среде психиатров, поскольку во многом определяется культурным и социальным контекстом. Есть психиатры, которые умеют разобраться в тонкостях контекста, а есть и такие (их немало), кто, забывая об условности всех классификаций, относятся к категории диагноза или нозологической формы, как к чему-то объективно существующему.