Как мне кажется - в тему:
О внутреннем наблюдателе с точки зрения учёных уже упоминалось
здесь, а также можно, например, прочитать в книге "Мозг. Инструкция по применению" Дэвида Рока. Вот цитата из его книги:
Фарб и ещё шестеро учёных разработали способ изучения того, как человека воспринимает свою жизнь шаг за шагом, мгновение за мгновением. Они выяснили, что у людей существует два различных способа взаимодействия с миром и применяется при этом два различных набора [нейронных] схем. Один набор формируется с участием зон, упомянутых ранее <...>. Это так называемая нейронная сеть ненаправленной активности, которая включает в себя среднюю часть префронтальной коры, а также области памяти, такие как гиппокамп. Эта нейронная сеть иначе называется "сетью по умолчанию". <...> Если вы в тёплый летний день сидите на краю причала с бокалом холодного пива в руке и лёгкий бриз треплет ваши волосы, то очень может быть что вы, вместо того чтобы наслаждаться прекрасным днём, ловите себя на мысли о том, что приготовить сегодня на обед и не испортите ли вы трапезу, вызвав тем самым веселье и насмешки партнёра. Это работа сети ненаправленной активности; именно она отвечает за планирование, мечты и размышления.
Нейронная сеть ненаправленной активности задействуется также в том случае, если вы думаете о себе или о других людях; она поддерживает "нарратив". Нарратив - это повествование, сюжетная линия, в которой действующие лица взаимодействуют друг с другом во времени. <...>
<...>
Исследование Фарба показывает, что существует и совершенно другой, столь же полноценный способ воспринимать впечатления. Учёные называют такой тип восприятия <i>непосредственным</i>. При работе сети непосредственного восприятия, в отличие от сети ненаправленной активности, некоторые другие отделы мозга задействуются намного сильнее. В число этих отделов входит, в частности, островок мозга - отдел, отвечающий за восприятие телесных ощущений. Активируется также передняя поясная кора - отел, которому принадлежит ключевая роль в распознавании ошибок и переключении внимания. Когда активна сеть непосредственного восприятия, вы не думаете сосредоточенно ни о прошлом, ни о будущем, ни о других людях, ни о себе - вы вообще ни о чём конкретном не думаете [нарративно]/ Скорее воспринимаете поступающую в органы чувств информацию непосредственно, в реальном времени. Сидя на причале, вы ощущаете солнечное тепло на коже, прохладный ветерок в волосах и холодное пиво в руке.
Эти две сети находятся "в противофазе". То есть в каждый момент времени включена только какая-либо одна из них. Ну, так говорят учёные, но думаю в процессе медитации человек учится включать их обе одновременно, получая возможность наблюдать собственное мышление. Но фишка в том, что скажем социальная эмоция - это феномен нарративной сети. Это значит, что такая эмоция может быть купирована включением сети непосредственного восприятия. Например, переключением внимания на наблюдение за дыханием.
Но тут, как мне кажется, в книге допущена некоторая неточность. На мой взгляд, было бы более корректно различать три механизма: нарративную сеть, сеть непосредственного восприятия и тот механизм, который позволяет произвольно переключаться между ними. Поскольку можно представить себе человека, живущего постоянно непосредственными восприятиями, и он мало будет отличаться от животного. Однако, в тексте имеются постоянные указания на то, что сеть непосредственного восприятия ответственна так же и за сознательное переключение, за "осознанность". Автор постоянно называет эту сеть "внутренним режиссёром".
Итак, процессами торможения и управления вниманием, "осознанностью", заведует вот этот самый внутренний режиссёр или наблюдатель.
Так вот суть медитативных упражнений, как мне видится, состоит отнюдь не в том, чтобы "убить" нарративную сеть (которая имеет свою повседневную пользу при планировании, оценке и прочем), и не в том даже чтобы развить сеть непосредственного восприятия.
Медитация, во всяком случае буддийская, это прямое упражнение на тренировку механизма, позволяющего произвольно переключаться с одной сети на другую. Вот этот "переключатель", насколько я понимаю, является тем, что в буддизме называется "сати". В ходе медитативных упражнений развивается не постоянное пребывание в состоянии непосредственного восприятия, которое, как уже говорилось, есть у любой кошки, а пребывание в состоянии активированного внутреннего наблюдателя и более того в результате этих упражнений происходит полное переключение на него "центра сознания". В момент полного такого переключения мы оказываемся в состоянии шаматхи.
Но тренировать этот механизм можно буквально в любой момент. Это очень интересно: мы моем посуду, практикуя осознавание, и тренируем тем самым сеть непосредственного восприятия. И тем самым мы тренируем механизм, позволяющий нам контролировать сознание, в том числе - справляться с негативными эмоциями и прочим. Моя посуду!