Это как смотреть на сумасшедшего. Ему его больные фантазии кажется реальными. Нам, живущим в "реальном" мире они видны такими как они есть - отождествлениями с несуществующими вещами. Также и наш "сон наяву" является бредом для того, кто побужден, или для нас самих, когда мы пробуждены.
Вы просто попросите оказаться в такой ситуации. Глядишь и увидите спящих людей.
Успенский оказался. И, как честный исследователь, признал, что все это (его состояние) вполне могло оказаться фантазией или сном. Хотя ГИГ его уверял, что это пробуждение. Чтобы отличить фантазию и сон от реальности, нужны объективные критерии. Их не было, поэтому сомнения вполне законны.
Ох, уж эти "объективные критерии"! они такие душечки!
Может быть вам стоит перенести систему координат объективности из положения "вне субъекта" в положение "внутри субъекта" и принять что "вне субъекта" нет и не может быть таких критериев? Ибо если бы они были, то тогда у всех "объективно" пробужденных людей просто бы взяли анализ крови для подтверждения их "объективной пробужденности" и выдали бы им сертификат "пробужденности n-ой степени" установленного образца. Тогда и спорить ни о чем не нужно было бы.
Нееет, уважаемый. Оценить "пробужденность" другого человека можете только вы сами, причем в той мере, насколько сами вы пробуждены. И покуда вы по-настоящему не пробудились, все ваши оценки будут субъективными. А пробудитесь, они станут объективными, но опять таки только для вас самих.
За всем этим стоит (ваша, всехняя) огромнейшая, непоколебимая иллюзия и уверенность в том, что человек, каждый человек, в т.ч. и мы с вами, уже обладает сознанием, и соответственно может оценивать и судить об "объективности" сознания или критериев сознания. Увы, это только иллюзия. В состояния сна, во втором состоянии, не может быть никакого разговора об объективности.
- Объективные критерии скорее могут быть не в составе крови, а в поведении.
- Мне важнее оценить свою пробужденность, но тоже по объективным критериями, во избежание самообмана.
- А помните, Гурджиев говорил, что люди способны правильно определить главную черту человека, выразив ее в прозвище? Кое на какие объективные суждения мы способны, значит. "Мы" - это наши центры.
В природе есть очень немного естественных примеров процесса перерождения, трансмутации, что делает трудным использование аналогий, которые приходится использовать, потому что прямой разговор о сем предмете затруднителен.
Как вариант: преображение гусеницы в бабочку или преобразование холодного межзвездного газа и пыли в сформированную звездную систему с планетами и спутниками. Опять таки, разговор будет бесполезным если не иметь правильно сформированную систему координат понятий и измерений.
Говоря о поведении, моя т.з. в том что, нет внешних признаков определенного поведения, которые могут считаться достоверным доказательством "пробужденности" человека, которые не могли бы быть имитированы "непробужденным" человеком. Глядя только с "внешней" стороны невозможно сказать чем обусловлено то или иное поведение - "пробужденностью" ли или другой причиной. Глядеть с "внутренней" стороны мы можем только настолько, насколько сами пробуждены относительно себя самих. С т.з. гусенцы - поведение бабочки это просто сумасшествие: жрать всякую дрянь, постоянно хаотически падать из стороны в сторону, беспрерывно махать выростами на спине. Для бабочки - все наоборот. Человек не меняет физической формы при перерождении. Но интересно, что именно слово переРОЖДЕНИЕ используется: что-то новое рождается в готовом, сформированном, завершенном теле. И начинает БЫТЬ и ЖИТЬ в нем.
Свою пробужденность вы можете определить очень легко: по количеству, глубине и длительность моментов самовоспоминания, присутствия, пробужденности и назовите как хотите. По степени отождествления с собственными "я", по обьектам и глубине отождествлений и воображений.
А знаете, что пробужденному человеку не нужно "съесть пуд соли" с человеком, чтобы узнать его хорошо и выразить его черту через прозвище? Иногда достаточно просто взглянуть на человека, что бы узнать его черты, отождествления, тип тела и проч, потому что это видно так же хорошо, как видно здоров человек или болен. Хороший психолог может узнать вашу главную черту за несколько минут разговора, спросив о ваших страхах, предпочтения и отношениях к тем или иным вещам, но это не делает его пробужденным.
"Мы", центры можем хорошо наблюдать за собой и другими центрами и видеть то, что в них происходит, но и это не является признаком пробуждения.