В исламе Сунна Пророка является образцом и руководством жизни для общины и отдельного мусульманина. Речь не о том, конечно, чтобы воспроизводить пророческий опыт, но максимально приблизить свою жизнь к тому, как жил Пророк. Если разницы между суфизмом и исламом нет, тогда и нет какого-то существенного различия суфизма от других религий в смысле эталонного опыта.
С одной стороны, не очевиден тезис, почему разные религии должны придерживаться одних принципов в отношении эталонного опыта. С другой стороны, если суфизм и ислам - разные явления (скажем, суфизм - эзотерическая традиция внутри ислама), то тогда его позиция относительно эталонного опыта, следуя твоей же логике, должна быть схожей с таковой в эзотерических традициях других религий.
Ты имел в виду, что первым суфийским мистиком был Мохаммед и последующие мусульманские мистики лишь пытались воспроизвести его опыт? Такая версия есть, но имеются некоторые возражения относительно неё. Во-первых, нет оснований полагать Мохаммеда эталоном исламской традиции в области мистицизма. Поскольку вроде бы не сохранилось никаких более или менее явственных свидетельств того, что Мохаммед был носителем той традиции, которую позже развили суфии. Кроме того, если его опыт был эталонным, то первые мусульманские аскеты должны быть воплощением всего того, что позже реализовывалось другими мистиками. Во всей полноте. Однако, мы этого не видим. Первые мусульманские мистики это скорее просто "plain ascetics", благочестивые и богобоязненные. Развитие и накопление мистического опыта происходит позже, что не характерно для традиций, в истоках которых стоит великий мистик, заложивший мистическую основу в самом начале традиции.
Торчинов кажется делает различие между традициями догмы и традициями опыта (если не ошибаюсь, он использует такие термины). Возможно, речь тут об этом. Суфийский мистицизм произрастает из догматической религии и стечением обстоятельств не был задушен, а наоборот - развился и разветвился. Это в довольно сдержанном масштабе наблюдается в других догматических религиях - иудаизме и христианстве. В христианстве мистицизм в первые века бурно развивался, но потом пошёл больше по пути воспроизведения и консервации из-за централизации религиозной власти, видимо.
Разве что в виде появления новых школ, которые уже давно не появляются. Базовые понятия в разных школах трактуются с довольно незначительным люфтом, а внутри школы трактовка вообще канонизируется. В суфизме же обычным делом является когда одному понятию даётся максимальное количество непротиворечивых трактовок. Мастерство вообще выражается не в том, что человек транслирует некую "правильную" трактовку, а в том, что он способен видеть максимальное количество трактовок и воспринимать их суперпозицию.
Я бы сказал, что изменение претерпевает не понимание пути, а отдельных аспектов пути. Т.к. конечная цель пути у всех одна, а различия наблюдаются в методах и трактовках. Но в принципе такой разброс мнений характерен для других традиций тоже.Сравни различия в трактовке скажем нирваны в Тхераваде и в Мадхъямаке Прасангике с одной стороны и понятия фана у суфиев, придерживающихся той или иной из трёх традиций трактовки этого понятия. Всё дело как раз в том, что не все суфии, судя по всему, вообще рассматривают фана как цель пути. А во времена первых мусульманских аскетов о таком опыте вообще речи не шло. Эта концепция появилась в ходе развития суфизма как мистической традиции.
Третьим аспектом гипотезы является тезис, что само это движение образовалось "снизу", от рядовых мистиков, в результате всё того же накопления опыта и обмена им. Т.е. это "сетевая" традиция, а не иерархическая. Это можно видеть, взглянув на историю суфизма.
В том случае, если суфизм не имеет отношения к исламу.
Почему же?
Потому что если суфизм - это часть ислама, то ислам образовался сверху как пророческая традиция. Конечно, сам суфизм внутри ислама образовался снизу, это да.
ОК. Назови тогда, скажем, в буддизме эзотерические течения, которые тоже образовались "снизу", от простых скромных аскетов к великим учителям масштаба Падмасамбхавы скажем.