1. Можно ли пройти весь путь своими ножками? Что является целью пути?
Только своими ножками и можно.
* * *
Цель зависит от исходных аксиом, которые человек для себя принял.
* * *
Конкретнее - от наличия или отсутствия Верхновного Существа (Бога). Т.е. зависит от ответа на вопрос - а кто создал этот Путь?
* * *
Я считаю, что объективная реальность просто существует. Я не могу и не хочу отвечать на вопрос, КТО это набезобразничал:))) Данных недостаточно...
* * *
Поэтому в таком варианте смысл в том, чтобы по Пути ИДТИ. Причем с максимальным удовольствием и интересом.
* * *
Цель же в том, чтобы раскрыть тот потенциал, те возможности и способности, которые в человеке (как живом существе особого вида) заложены. Например, способность любить, наслаждаться, понимать, бегать, писать, рисовать и пр.
* * *
Весь Путь бесконечен - а путь, проходимый человеком за жизнь, абсолютно конечен.
* * *
Я различаю бесконечный Путь и Путь отдельного человека.
* * *
Например, если дорога длинной 1000 000 км, а вы за жизнь прошли 10 000 - то разве это основание отрицать тот факт, что вы честно шли столько, сколько хватило сил? Вот 1000 000 - это метафора "бесконечного Пути", а 10 000 - Путь отдельного человека.
* * *
Дальше. Если человек ВЕРИТ в то, что сам бесконечнй Путь создан Всевышним - то просто так идти нет никакого смысла. Нет смысла вообще ничего делать (что с успехом и демонстрируют всевозможные отшельники, даосы и пр. аскеты).
* * *
Тогда смысл только в том, чтобы узнать, угадать, выразить желание Всевышнего. Тогда ты как белка бегаешь по бесконечному кругу, управляемому Им - а цель в таком случае - угодить Ему. Сделать то, что он возжелал (предписал, потребовал...).
* * *
К вопросу об "одном и том же". Если допустить, что Творец хочет максимально полного воплощения потенциала человека (каждого!) - тогда несмотря на разницу в исходных аксиомах, сама практика будет практически идентичной. Разница будет только в объяснениях:
1. Я самоактуализируюсь.
2. Так угодно Богу.
* * *
В т.ч. и поэтому хорошие и мудрые люди есть как среди верящих в Бога, так и среди верящих в иные вещи. Судят ведь по делам, а не по исходным аксиомам...
2. Может ли личная философия сделать человека счастливым?
Еще раз. Счастье - это пиковое положительное переживание. Для этого личная философия не нужна. В этом смысле резвящийся котенок или щенок тоже счастливы...
* * *
Личная философия не то чтобы "делает", она ОТРАЖАЕТ процесс обретения человеком целостности и гармонии.
* * *
Ведь предполагается, что ЛФ не высасывается из пальца, а отражает и осмысляет (наделяет смыслом) его жизненный опыт. Т.е. нет разрыва между жизнью и философией.
* * *
Тогда у цельного гармоничного человека будет цельная и гармоничная ЛФ.
* * *
У человека на Пути к этому состоянию тоже м.быть ЛФ, но ее качество, полнота, цельность, завершенность будет ниже. И самое главное - будет зазор, разрыв между тем, что человек "понимает" (как ему кажется) и его реальной жизненной практикой...
* * *
Чем более мудрый и зрелый человек, тем ЧАЩЕ случаются у него пиковые переживания счастья. Поэтому можно говорить, что доля времени жизни такого человека в состоянии счастья будет статистически выше, чем у ординарного индивидуума.
* * *
Но тут есть значительно более важная вещь (к сожалению, понятная лишь для зрелых людей).
* * *
Пиковое переживание - это как бы "прыжок" над повседневностью. Как лягушка - прыгнул, а потом плюхнулся в болото:)))
* * *
Зрелый же человек, однажды "прыгает" так, что обратно уже не падает. Он остается на максимально достигнутой высоте (или чуть ниже). Он попадает на "ПЛАТО" (как это называл А.Маслоу).
* * *
Если обычный человек отличается от самого себя в моменты пиковых переживаний (и это легко субъективно заметить за собой, если есть опыт таких переживаний) - то зрелый человек качественно отличается от обычного. Именно тем, что его базовый уровень существования - ВЫШЕ, чем у обычных людей. Он на плато, а остальные - в долине.
* * *
Подчеркну, что это не дает ему какие-то преимуществ или предпочтений перед другими людьми. Это не предмет для гордыни, а дополнительная ответственность за тех, кому это ссотояние (пока) недоступно...
В чем на Ваш взгляд, разница (если она вообще есть) между философией и мистицизмом?
Цитата: "ФИЛОСОФИЯ, стремление постичь, посредством систематического размышления, последнюю природу вещей. Греческое слово <философия> переводится буквально как <любомудрие>. Иногда оно используется для обозначения системы отвлеченных идей, иногда - каких-то убеждений, касающихся важных для человека вещей. В последнем смысле у каждого человека, по-видимому, есть философия, сознает он это или нет. Однако философия не является набором готовых истин, поскольку не существует заключений, с которыми были бы согласны все философы. Кроме того, философия не имеет, как та или иная наука, собственной предметной области или особого объекта изучения. Иначе говоря, философия - не какое-то специальное знание, но своего рода деятельность; по словам У.Джемса, это - <особое упрямство в том, чтобы мыслить ясно>; систематическое приближение к пониманию изначальной природы вещей. Философия может начинаться с чего угодно. Попытки разума постичь природу камней, идей или Божества в равной степени относятся к философии, если приводят к фундаментальным заключениям.
Такая деятельность имеет много общего с другими проявлениями человеческого духа, особенно с поэзией, религией и наукой. От поэзии она отличается тем, что опирается только на разум. Как и от религии, которая апеллирует к мистическому опыту, откровению и вере. Акцент на разуме, по-видимому, сближает философию с наукой. "
http://www.krugosvet.ru/articles/09/1000973/1000973a1.htm* * *
Цитата: "Оккультизм (от лат. occultus - "тайный, скрытый") - очень сложный и многозначный термин. Не углубляясь в эту проблему, требующую отдельного исследования, обратимся, например, к определениям, предлагаемым в фундаментальных справочных изданиях по философии. Согласно "Философской энциклопедии", оккультизм - это "мистическое учение, в основе которого лежит представление о существовании сверхъестественных ("оккультных") сил, с которыми якобы можно вступать в общение при помощи магии. Рассматривая человека как иерархическое сочетание различных "планов бытия", оккультизм считает, что с помощью специальных методов психической тренировки и магического воздействия на сверхъестественные силы можно осуществить восхождение в т.наз. "высшие планы бытия" и достичь "тайного знания", выходящего за пределы обычного человеческого опыта" [Философская энциклопедия, 1967, с. 136]. По другому определению, это "общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую подготовку" [ФЭС, 1983]."
* * *
""эзотерический" (от греч. esoterikos - "внутренний") означает "тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвящённых (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах)" [Словарь иностр. слов, 1993, с. 699]."
* * *
"Мистицизм (от греч. mystikos - "тайный") - "мировоззрение, основанное на мистике; склонность к мистике" [там же]. По другому определению, мистицизм - "в широком смысле истолкование явлений природы и общества как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверхъестественное начало. В этом смысле мистицизм присущ всем без исключения религиям", а "в более узком смысле мистицизм означает религиозно-философскую концепцию, признающую возможность непосредственного сверхчувственного общения человеческой души с богом как <первичной духовной реальностью>" [Философская энциклопедия, 1964, с. 456]. "
* * *
Источник последних трех цитат:
http://astrologic.ru/astrology1.htmЯ с ними в принципе согласен (хотя к астрологии отношусь очень прохладно), поэтому и цитирую отсюда.
* * *
Философия - это стремление отразить объективную реальность посредством выявления ее структуры, законов, феноменов, процессов. Стремление понять.
* * *
А мистика в такой трактовке - это разновидность философии (как "любви к мудрости", а не научной дисциплине), в которой уже задана достаточно узкая аксиома о существовании неких Высших Сил.
* * *
Но в обиходе эти термины (особенно "мистика") употребляются более широко и размыто. Например, как синоним иррационального или трансцендентного.
* * *
Поэтому я, например, в Высшие силы не верю. Но факты существования иррационального и феномена трансценденции, безусловно признаю. Поэтому иногда ощущаю себя как мистика...