Alim, да, это сложный вопрос, кто охотник, а кто добыча. Как говорится, "не знаешь, где найдешь, где потеряешь":)))
* * *
Поэтому я предпочитаю просто идти по своему Пути, не ожидая попутчиков...
* * *
Я очень хорошо отношусь к прежде жившим мудрым людям, в т.ч. и древним. Например, мне очень симпатичен один из первых суфиев, живший то-ли в Египте, то-ли в Палестине, имени полностью не помню, кажется, Нур.
* * *
Особенно мне близок Халладж.
* * *
Я высказал свою точку зрения в контексте обсуждения определенной проблемы, когда вы утверждали, что Древние уже все сделали и сказали.
* * *
Это асболютно принципиальный вопрос! Человек должен пройти весь путь от начала до конца сам, своими ножками, как говорится. Это одно из основных положений моей личной философии.
* * *
К тому же, добавлю, сказанное Древними НЕ СОЗДАЕТ предопределенности. На 100%, по крайней мере.
* * *
Я недавно подробно обсуждал в другом месте проблему пространства.
* * *
Вот в суфизме принят термин Путь. А есть вариант, также очень хороший, глубокий и точный - называть жизненную траекторию человека "созданием своего личного пространства".
* * *
Например, Руми создал СВОЕ пространство. В нем он отразил и общечеловеческое, отразил суфийское учение - но это ЕГО ЛИЧНОЕ пространство.
* * *
У вас (или у меня) есть свое пространство. Приложив определенные усилия и навыки, мы можем войти в пространство Руми (или Газали или другого мудрого человека).
* * *
Но - чтобы было понятнее - давайте взглянем на творчество художников.
* * *
Вот Айвазовский писал в своей манере, глубоко реалистичной. А импрессионисты писали в другой. А абстракционисты - в третьей.
* * *
Но если картина талантливо написана - любая картина в ЛЮБОЙ технике оказывает сильное воздействие.
* * *
Тем самым я хочу сказать, что каждый из этих художников создавал свое пространств, которое было уникальным и замечательным.
* * *
Но горе тому художнику, который захочет копировать пространство Айвазовского!.. Хотя, возможно, его ждет коммерческий успех...
* * *
Понимаете? вот мое отношение к древним. У каждого из них было огромное, сложное и прекрасное личное пространство. НО у меня - СВОЕ, мое, личное, неповторимое и уникальное.
* * *
Ессно, надо понимать, что оно не на 100% неповторимое, иначе не было бы Учения:)))
* * *
Что касается роли внешних факторов, вроде "обрядов", "храмов" - то это по части ритуалов.
* * *
Сам по себе любой ритуал выполняет определенную функцию. Если функция полезная - значит ритуал имеет право быть. Я очень хорошо отношусь к ритуалам как средствам воспитания людей. Они (если хорошо огранизованы) оказывают очень сильное впечатление.
* * *
Помню, мы разговаривали с одним востоковедом, крупным ученым. Он был у вращающихся дервишей (возможно, я путаю точное название) и вначале был настрое весьма скептически. Исследовательски, так сказать:)))
* * *
Но когда он увидел своими глазами этот ритуал - он сказал мне, что был потрясен увиденным и прочувствованным.
* * *
Поэтому ритуалы играют очень важную роль.
* * *
Ессно, нужно оговориться, что в ритуале должна сохраняться энергия, жизнь, смысл, который был в него заложен его создателем. Тот, кто воспроизводит ритуал (например, священник в храме), должен ВЕРИТЬ. Он должен вкладывать свою душу и энергию. Иначе это вырождается в ханжество и бытовую привычку (хотя и она играет определенную положительную роль).
* * *
К тому же, с точки зрения психологии, люди ценят устойчивость, порядок, предсказуемость, организованность их личного пространства. В этом смысле традиционные ритуалы в древней церкви вносят в душу определенный покой и умиротворение.
* * *
В общем, это все очень полезные вещи. Только в профессиональном исполнении...
* * *
Роль искусства - это тема особая и очень большая. В самом общем виде, через искусство человек может выйти из круга формального знания, эрудиции, рационального. И соприкоснуться со своей душой, чувствами, эмоциями. Позволяет увидеть другую часть своей Самости. И это бесконечно важно для движения по Пути...