Больше всего нам не хватает понимания.
Напомню, что у нас записалось на заборе по поводу воли.
Воля - это 1) желание/повеление, 2) возможность влиять на вещи-события, причём несомненен факт, что этой возможности практически всегда не хватает. Эта нехватка, естественно, представляет собой серьёзную проблему (ибо влиять - что? хочется...)
Мне кажется, что фраза Успенского, процитированная Виталием, под волей имеет в виду как раз второй смысл, то есть могение (если я не прав, поправьте).
Если человек преодолевает несознательность, он будет обладать сознанием; если он преодолеет механичность, он будет обладать волей.
Только тут начинается какая-то карусель.
В моём представлении бессознательность и механичность - близнецы-братья, ходят всё время парой. Ликвидируя эту пару, человек получает сознание и волю. С другой стороны,
Воля то есть, но вопрос что это за воля? Она может быть совершенно бессознательной...
Так думает не только Зейтан, это утверждает и весь психоанализ. Да и тут на форуме подобных высказываний не счесть. Да и кто бы спорил.
Но что мы имеем: воля может быть бессознательной, а может и приобрести сознание. Но - волю мы получаем только ПОСЛЕ преодоления бессознательности-механичности (см. выше). Явным образом имеем ДВЕ разных воли: одна имеется ДО преодоления бессознательности, другая приобретается ПОСЛЕ. И это важный момент, ведь нам интересно как раз это самое ПРИОБРЕТЕНИЕ. Итого - человек в любом, самом механичном состоянии, обладает волей №1, а после преодоления механичности у него просыпается воля №2.
Проблема не в том, что одно и то же слово употребляется в разных смыслах (я против этого ничего никогда не имею). Проблема в том, что неясно - а что же тут имеется в виду?
Знатоки матчасти 4П, проясните мне эту карусель, пожалуйста.