Что "сломало" человека, и что именно в нем сломано? Нужно тщательно собирать улики, чтобы разобраться в причинах.
Одна из таких улик - нафс. Похоже, что в человеке есть "уровни бытия", или психические слои, которые не испытывают особых затруднений и не причиняют нам страдания. Но они у обычного человека относительно слабы. А вот наша самость - активна, и именно эго порождает самые разные проблемы.
Взять, к примеру, человеческий интеллект. При всей его ограниченности, у большинства людей он относительно хорошо справляется с поставленными задачами. С другой стороны, простые эмоции - вроде страха или ненависти - часто возникают совершенно некстати и сбивают нас с пути истинного.
В чем же дело? Интеллект возник на относительно позднем этапе человеческой эволюции. Он отвечает на те вопросы, которые возникали у людей, не так уж далеко отстоящих от нас.
А вот эмоции - наследие далекого прошлого. Наши примитивные эмоции довольно близки к тем, которые есть у животных.
Сказанное подводит к мысли, что наша примитивная животная природа не справляется с той ситуацией, в которой мы находимся.
Если страх и ненависть животного в большинстве случае оправдана, является естественной формой защиты и приспособления, то у человека аналогичные эмоции как правило совершенно неоправданы и возникают безо всякой на то необходимости. То есть дело не в том, что нафс - "плохой". Проблема в том, что нафс был создан, эволюционно возник, для совершенно других жизненных условий.
То есть, в каком-то смысле человека действительно испортила цивилизация - поставив его животную природу в невыносимые для животного условия.
Мысль о том, что основная причина наших проблем - в относительно быстрых цивилизационных изменениях, из-за которых человеческая природа не успевает приспособиться к современным жизненным обстоятельствам, становится общепринятой. Антрополог и археолог из Оксфорда Тимоти Кларк в своей книге "Современная жизнь и человеческая эволюция" пишет об этом:
Oxford archaeology and anthropology lecturer Timothy Clack opens Ancestral Roots: Modern Living and Human Evolution with the question, “Is it just me or is everything shit?”, which should tell you a bit about where he stands on modern life. He looks at society today and sees such a landfill of despair, violence, and fat that he yearns for the hunter-gatherer phase. Clack focuses on some of the major problems with modern life and looks for clues in our evolutionary history to explain why, for example, we crave foods high in fat and how we can alter our behavior to better suit our nature. Not that he’s hopeful. He writes in the prologue, “As the psychologist Oliver James recently commented, our focus should be ‘why we are so fucked up, not with dangling a false promise of the possibility of happiness.’” In other words, get ready for the “glass half empty” version of human evolution.
There are many reasons for Clack’s pessimism.
We somehow seem to be increasingly maladjusted to our surroundings, and that is expressed in our warmongering, religious extremism, environmental degradation, increased rates of depression and anxiety, and the shortening of our lifespans due to the Western diet. He writes, “We have lost many things: a sense of belonging, communal spirit, religious and spiritual experiences, and feelings of purpose and direction.” But, perhaps if we understand why these things make us sick and miserable, we can make some changes in our lives and societies to align them better with our nature.
Take, for example, modern city life. We are an increasingly urban species, and by 2020 approximately 60 percent of the human population will live in cities. We’re not meant to live in such close quarters, however. If we commute to our jobs by public transit, our “body buffer zone” is violated at least twice a day. Having someone rub up against you on the subway isn’t just irritating — it increases our propensity for violence and the potential for transmission of airborne diseases. If you drive into work, the same violation of your personal space causes road rage. The noise of the city can cause chronic anxiety, high blood pressure, and hearing loss. Light pollution disrupts our sleep cycles. Cities are always hotter than the surrounding areas, and every degree the temperature goes up, the higher the rates of assault and homicide.
We’re also maladjusted to the free market system, to living with such polluted air and water, to being so far removed from nature, and to living in unjust societies.
(Некоторые примеры буквально повторяют то, о чем я писал в книге
"Золотой век" - напр., инстинктивная реакция на тесноту вызывает гнев).
Рецензия (англ.)