Здравствуйте 123. Решил откликнуться на ваши мысли от 4 марта с.г.
1. Как и вы, я замечаю, что на форуме ЧП б. м. регулярно присутствует 10-15 человек, создающих его своеобразный позитивный климат, который я первоначально не заметил. У участников свой индивидуальный и коллективный опыт, образованный трением об себя, друг о друга, а также об Арлашина и, возможно, Алсуфьева.
2. Фактически не имеет значения, принадлежат ли эти люди к каким-то школам или нет, важно, что каждый говорит «от себя» и в результате у форума есть небольшой, но вполне симпатичный магнитный центр.
3. “Неприглядную возню” вокруг Арлашина я, к счастью, не застал, она бы меня явно оттолкнула от форума. Арлашина я знаю с московских 1970 годов как человека самоотверженного и вполне достойного, более многих причастного традиции.
4. На форум я пришел как человек, также причастный традиции, видевший ее новые и старые обличия в Москве, Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Однако я не Учитель и даже не учитель ЧП. Зато я кое-чему научился у моих друзей, в частности у людей, учившихся непосредственно у ГИГа и ПДУ. Например, тому, что любая форма, в том числе и форума, может стать плодотворной, если знать, чего хочешь. Уже шесть лет я создаю в России и еще в нескольких городах за пределами РФ специфическое пространство, опирающееся на опыт, разделенный десятками заинтересованных людей. В основе этого опыта я поставил слово «состояние», перекликающееся с ГИГовским понятием «бытия». Сегодняшнее название оболочки для этого пространства – Институт Культивации Состояний (ИКС), и первоначальные (только самые внешние) сведения о нем можно почерпнуть из соответствующих, пока еще не очень умелых сайтов. Вы, конечно, заметили также и перекличку названий (ИКС и ИГРЧ). Приглядевшись, можно найти и другие переклички ИКСа с ЧП, но в целом ИКС – это совершенно самостоятельный зверь со своей собственной судьбой и характером. В частности, у нас нет института учительства-ученичества в традиционном смысле слова, хотя каждый из нас непрерывно чему-нибудь учится в том числе и друг у друга. Естественно, мой главный интерес – не “разделение и властвование”, а углубление и расширение созданного мною пространства, и форум ЧП – вполне подходящая для этого форма. Одна из множества.
5. Ваши и ваших друзей романтические идеи насчет того, что “в роли модератора форума придет настоящий Учитель” или что “настоящий учитель на форум не придет”, затуманивают простую мысль, что учиться и быть готовым к неожиданностям надо в любом месте, в любое время и в любой форме, а также объединяться с людьми, с которыми – пускай временно – вам по пути.
В заключение предлагаю несколько разрозненных мыслей ученика, которые, может быть, что-то где-то толкнут.
Размышления ученика:
Нас объединяет нечто большее, чем дружба, раса или конфессия.
Истина всегда открывалась человеку проблесками. Она никогда не представала перед человеком во всей своей полноте, поскольку человек не смог бы смотреть на нее. Только в случае проблесков истины всегда находится кто-то способный воспринимать.
Он старался пробудить в людях собственное понимание, и, всегда придерживаясь этой цели, не облегчал задачу своих последователей, и не пытался никого ни в чем убеждать. Наоборот, он строил всевозможные препятствия на пути к постижению своих идей, как интеллектуальные, так и эмоциональные. Какой бы трудной ни была тема сама по себе, Гурджиев всегда усложнял ее незавершенностью объяснения, а также, вводя внутренние противоречия, что могло доходить до абсурда. Кроме того, он прекращал обсуждение этой темы, как только начинало зарождаться хоть какое-то понимание, и не возвращался к этому вопросу, пророй, много месяцев или даже лет.
Гурджиев не считает сознательную глупость абстрактным принципом. Он использует ее в качестве практического оружия для борьбы против неосознаваемой глупости.
В этом заключается первый секрет метода Гурджиева: он ставит препятствия в тех точках, где следующий шаг может быть сделан только в результате сознательного усилия самого человека. Это относится, как к книгам Гурджиева, так и к его методикам индивидуального обучения.
Непонимание этих обстоятельств привело к двум разновидностям заблуждений в отношении роли школ и учителей. Первое и самое очевидное заблуждение заключается в замене зависимости от внешнего мира на зависимость от учителя. Это не спасает от внушаемости, просто перенося ее на каждое слово и движение учителя. Такие школы хорошо известны, и их опасность и ограниченность вполне очевидны. Тем не менее, было бы неправильно впадать и в другую крайность, отвергая взаимоотношения между учителем и учеником, как таковые. В качестве примера, можно назвать Кришнамурти и его протест против тенденций первой разновидности. В течение долгих лет Кришнамурти открыто проповедовал во многих странах, и проводил бесчисленные личные беседы о самодостаточности. "Нельзя научить истине - нужно надеяться не на гуру, а только на себя". Он говорит, что люди порабощены всем внешним. Причем, это рабство относится не только к низменным вещам, но также и к благородным идеям, и гуру, проповедующим их. Кришнамурти абсолютно прав, отвергая рабскую зависимость от учителя, но он не принимает во внимание тот факт, что настоящий учитель приложит все усилия, чтобы разорвать такую зависимость. У него тоже была Идея, заключавшаяся в том, что трансформация - это процесс без будущего и прошлого, существующий только здесь и сейчас, в настоящем моменте виденья и действия. Он проповедовал эту идею, потому что не видел в ней опасности порабощения. Вместе с тем, опасность остается, поскольку ни один человек не способен видеть самостоятельно, без посторонней помощи. Он должен смотреть на всю ситуацию со стороны, и видеть себя и окружающий мир глазами объективного разума. Пока у него нет таких глаз, он вынужден выпрашивать или заимствовать их у других людей.
Одна из самых потрясающих способностей Гурджиева заключалась в том, что он пробуждал в каждом сближавшемся с ним человеке сильную и непоколебимую веру в реальность высшего предназначения человека и надежду на возможность обретения такой высшей судьбы благодаря собственным усилиям.
Человечество еще не достигло той стадии, когда обращение к “доброй природе людей” может остановить эгоизм.