2 swЛюбой путь развития предпологает целостность используемой системы развития. Для меня это значит, что если я верю в Бога, В Иисуса Христа и все другие идеи связанные с христианством - идеи веры, греха, спасения, первородного греха, крещения, церкви и церковных обрядов, поста, пасхи, обетов, молитв (поскольку я сам не использую эти идеи, этот путь, то могу ошибиться в терминологии или связи приводимых идей, так что не судите строго), то я не должен смешивать эти идеи с идеями других систем развития - например различных йог, теософии, буддизма, суфизма, иудаизма и каббалы и т.д. и т.д.. Такое смешание ничего хорошего, кроме "смешения умов" не даст. Естественно допустить, что 4П гораздо шире, чем то, как он описан у Успенского, однако я, все-же, придерживаюсь только этого описания.
Все это к тому, что если принять идеи 4П по Успенскому как систему, как нечто целостное и взаимосвязанное, то они не должны смешиваться с идеями других Систем. Критиковать или обсуждать или оспаривать Муравьева я не собираюсь, ибо как ответил один из моих друзей на вопрос, интересно, что сказал бы Гурджиев на то или на это, ответил - Гурджиев давно умер. Следовательно, любые рассуждения о нем или его реакции будут чистой воды спекуляцией и воображением. Так же и мои рассуждения о Муравьеве, или о его видении 4П или о его отношении к Успенскому, будут воображением или, в лучшем случае, умствованием.
Вообще-то механизм стимула-реакции характерен для живого, а не для машин (по крайней мере, не для машин гурджиевской эпохи). Схема "стимул - реакция" обеспечивает обратную связь со средой и поддерживает равновесие организма с окружением.
Опять-таки возвращаясь к идее человека как машины стимула-реакции, одна из главных идей с этим связанных является идея сознания. Идея о том, что машина может превосходно работать во втором состоянии сознания (т.е. без сознания), о том, что сознание не есть функции, и что то и другое может существовать как вместе, так и по отдельности, рещает кажущееся противоречие указанное wayter'ом о том, что механизм стимула-реакции характерен для живых организмов, а не для машин. Также необходимо уточнить, что под машиной подразумевается обычный человек и его 5 (4 + сексуальный) нижних центров, действующих в двух (первом и втором) состояниях сознания. Чем это все характеризуется, можно прочитать у Успенского в "4П".
Вряд ли нам удастся полностью освободиться от необходимости реагировать на стимулы.
Одна из задач развития - уйти от примитивных, ненужных или неадекватных реакций. Развитие (да и культура вообще) создает прослойку между стимулом и реакцией. Человеку, например, более свойственно откладывать реакцию на стимулы, чем животным, а также сортировать стимулы по важности, подавлять некоторые из реакций, если они не соответствуют каким-то принципам.
Цель развития (по Успенскому) в развития сознания, обретении воли и единства. При этом не машина, реагируя на стимулы, будет иметь определенные реакции, но та высшая часть в человеке, которая может быть создана - его душа, высшие центры, Мастер и т.д. - будет управлять машиной и контролировать реакции. Такой контроль машины, кажется ей самой найболее существенным достижением в процессе работы и естественно, что она связывает прогресс на пути с количеством контроля, который человек может иметь над машиной. На самом деле, такой контроль является только следствием, побочным эффектом присутствия гораздо более высого сознания, чем сознание машины,наличием воли и единства, и как следствие, способностью контролировать машину. В течении долгого времени человек не способен иметь никакого или очень маленький контроль над машиной, ее проявлениями и реакциями. Он может гораздо больше видеть себя, чем иметь способности контролировать и это реальное страдание человека N4. Многие так и не проходят этот этап, попадая в ловушку приобретения внешнего контроля, или несбалансированного развития машины, придавая приоритет развитию только одного или двух центров, или принимаю изменившиеся реакции машины за прогресс, или уже приобретенные высшие возможности.
Так же контроль над машиной может быть результатом определенных стимулов. Например я не ору на своего босса и не ставлю подножки милиционерам, поскольку хорошо знаю возможную реакцию на это. Поэтому целью является изменение причин реакции, а не сама форма реакций. Быть высококультурным "спящим" человеком одинаково "хорошо"\"плохо", как быть "спящим" дикарем. Разница, конечно, есть и она в способности, в количестве шансов пробудиться. Но это уже отдельный разговор.
Вопрос можно сформулировать еще и так: существуют ли принципиальные различия в реагировании (на стимулы) между обычным человеком и "пробужденным". Если существуют, в чем они заключаются?
Машина человека пробужденного имеет все те же качества (разница все-же есть) как и машина непробужденного. Он, вернее, его машина, так же дышит, ест, спит, отправляет естественные надобности, двигается, думает и чувчтвует, как и машина обычного человека. Разница заключается в том, что у пробужденного человека всегда присутствует более высокое сознание, у него есть воля, которая может контролировать почти любое из проявлений машины. Для спящего человека нет контроля над машиной, с ним все "случается". Естественно, не будучи человеком номер 5, 6, 7 :lol:, я говорю только о своем мнении.