"Я обтирал пыль в комнате и обойдя кругом подошел к дивану и не мог вспомнить обтирал ли я его или нет....
Так что если я обтирал и забыл это, то есть действовал бессознательно, то это все равно как бы не было.
Если целая жизнь многих пройдет бессознательно, то эта жизнь как бы не была."
ЛТолстой, Дневники, 1.05.1897.
Интересно, что именно этот отрывок из Толстого цитирует Шкловский, вводя свой знаменитый термин "остранение":
"Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь.
Автоматизация с'едает вещи [выделено мной - wayter], платье, мебель, жену и страх войны.
„Если целая сложная жизнь многих проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была.“
И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием „остранения“ вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен;
искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно.<...> Вывод вещи из автоматизма восприятия совершается в искусстве разными способами.
* * *
Из введения к статье Шкловского:
„Искусство как прием“ - одна из наиболее знаковых и знаменитых работ не только в творчестве Виктора Шкловского, но и в истории ОПОЯЗа. Именно в ней были впервые сформулированы ключевые для русского формализма понятия
прием, остранение и автоматизация.
Источник