Учение о множественных я, которые выдают себя за реальное Я.
"Человек, не имеет постоянного и неизменного "я". Каждая мысль, каждое настроение, каждое желание, каждое ощущение говорят: "Я". И в любом случае считается несомненным, что это "я" принадлежит целому, всему человеку, что мысль, желание или отвращение выражены этим целым. На самом же деле для такого предположения нет никаких оснований. Всякая мысль, всякое желание человека появляются и живут совершенно отдельно и
независимо от целого.
ВПЧ
Параллель в буддизме. Учение о
анатмаваде.
(Подразумевает несубстанциональность эмпирического "я". Также это идея несуществования души, как и в учении Г.: "душу надо заработать").
Via участник форума plot (
обсуждение)
* * *
Также:
АнатманУчение об
анатмане обусловливает отсутствие отдельной, постоянной и неизменяемой
души, самости в каком либо
феномене бытия. Буддизм подчеркивает, что то, что воспринимается индивидуумом как «Я» — всего лишь
иллюзия, «подсказываемая» нам
скандхами. Это же, в свою очередь влечёт страдания и несчастья, испытываемые таким «Я»
* * *
учение анатмавады представлено в знаменитой аллегории, развиваемой в буддийском учебно-катехизаторском тексте
Милиндапаньхе (
Вопросы Милинды), где псевдоиндивид сравнивается с колесницей: мы можем выделить различные ее составные части (ось, колеса, спицы и т.д.), но колесницы как таковой, как целого помимо частей, не существует
<...>
В
Махавибхаше (
Великое истолкование), теоретически насыщенном комментарии (приписывается Паршве и Васумитре) к сарвастивадинскому тексту
Джнянапрастхана, созданной в первой половине 2 в. во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой знаменитого царственного покровителя буддизма Канишки, допускается существование «эмпирического Я», но отрицается его реальность (или, еще точнее, признается как и у Будды, его конвенциональная реальность, а не онтологическая). В приложении к
Абхидхармакоше Васубандху пудгала сравнивается с огнем, а скандхи – с топливом: эта метафора призвана продемонстрировать «бессубстанциальность» того, что можно назвать эмпирическим Я
Источник