Культура, таким образом, это результат невозможности удовлетворить желание или потребность.Пока все желания удовлетворялись, у человека древности не было нужды в материальной культуре. Когда стало голодно и холодно, появилась необходимость строить жилища и изготовлять орудия. Холод - это нарушение равновесия между организмом и средой.
БОльшая часть желаний и потребностей не сводится к базовым (голодно и холодно) и не является производной от них. Можно сказать, что сами эти желания сформированы культурой. Поэтому я бы не стал рассматривать происхождение культуры, как следствие попыток реализовать желания - здесь есть равноправная двухсторонняя взаимосвязь. Представляется, что культура - это не что-то, возникшее само собой. Более вероятно, что культура - это искусственное образование, источник которого лежит вне человеческого общества. О природе этого источника можно спорить - это могут быть некие нечеловеческие существа или продвинутые люди с какой-то другой психической организацией (можно сказать "нелюди" или "сверхлюди") , придумавшие культуру для удобства манипулирования человечеством.
То есть культура - и причина, и следствие. Решая проблемы, человек усложняет свое окружение и внутренний мир. При этом возникают и новые желания, естественно. Будучи не приспособленным к новым изменениям, он оказывается в дисгармонии с собой и с миром. И тогда виток изменений начинается заново на новом этапе.
Можно назвать эту схему порочным кругом: решенная проблема оборачивается новыми.А можно увидеть в ней чрезвычайно изощренный "замысел", даже руку Провидения.
Вот так и идем от проблем к еще б
ольшим проблемам. А если предположить, что эти проблемы искусственно навязаны извне с определенными целями, и что на самом деле можно не истощать свои силы и время на их решение, и что есть другие возможности и направления, намеренно закрытые, где эти проблемы отпадут сами собой?
Большинство духовных учений, надо заметить, предлагает в той или иной форме отказ от желаний.
Отказаться от желания - выйти из порочного круга, прекратить вращение колеса Сансары.
Как только человек задумался: "Что-то тут не так", захотел во всем разобраться - тут же к его услугам "проверенные временем тысячелетние традиции" с их проторенными Путями и Добрым Человеколюбивым Богом. Я подозреваю, что это тоже часть культуры и еще один способ запутать.
Но на практике речь идет, скорее, о сублимации (очищении и возвышении) желаний, чем о реальном отказе от них. В большинстве случаев прямолинейная попытка отказаться от желаний никуда не ведет. Отказаться от желания вообще, как от явления внутренней жизни, невозможно, пока человек остается человеком. Если принять предложенную выше схему, то становится понятно, почему: желание - это основа основ, оно входит в первозданные правила Игры. Без этого механизма все остановится.
Я думаю, что надо провести инвентаризацию своих желаний, выявить те из них, которые являются сущностными, и отбросить второстепенные и навязанные извне (вместе с предлагаемыми культурой способами их реализации). Для меня, к примеру, сущностными являются: желание вечного существования, желание всеобщего знания, желание чтобы всё от меня зависело, а я ни от чего не зависел.