Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Тема недели: Два лика культуры  (Прочитано 23292 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
"ЗАГАДКА ЦВАРНОХАРНО"
« Ответ #26 : 28 ЬРп 2004, 00:02:36 »
Кроме да и-неТ, есть третье!  ..... :lol: ))

братОК

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 255
  • Reputation Power: 0
  • братОК has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #25 : 27 ЬРп 2004, 23:39:31 »
кто я... ??
- дрожащий на тепле пузырящий белок, что своей массой "бытия" для хлеба восходящего всегда "имеет место  быть",  как тесто...
иль я дитя души??... пускающий с балкона к небу радужные пузыри...
- имеющий на дне кастрюли быть, вот этой дрожью "дрожжевой", задуманное Кем-то место... ?? :roll:.....

Nil

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 404
  • Reputation Power: 0
  • Nil is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #24 : 27 ЬРп 2004, 23:30:08 »
Насколько мне известно, Раджниш не являлся дервишем какого-либо суфийского тариката.

А кем он был по сути - одному Богу известно... :-)

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #23 : 27 ЬРп 2004, 23:02:32 »
И он называл себя - Мастером.

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
ДВА ЛИКА КУЛЬТУРЫ
« Ответ #22 : 27 ЬРп 2004, 22:55:08 »
Цитата: "Алим"
"Кроме да и нет, есть третье!"

Такой вопрос:
Эй, (кто знает!) - а Ошо-Раджниш был Суфием??  ....... :roll:
(в том плане, что каким-то  непостижимым образом он умудрялся  совмещать, как кусочки "пазл" в общую "Картинку Мира", - и Дзен, и Дао, и Магию,  и Теорию Пустоты, и Путь через Мантру,  и Принципы Алхимии..   и Суфизм,  как верность ИСТИНЕ....  - Называя всю эту "кашу": ЧЕТВЁРТЫМ ПУТЁМ! )))

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #21 : 27 ЬРп 2004, 18:58:12 »
Уважаемый Сафин!

Ваше сообщение является аргументом в пользу близости двух учений, буддизма и суфизма. Что касается различия в акцентах, то я уже привел соображение, которое мне кажется достаточным. Основа основ буддизма, "четыре благородные истины" построены вокруг темы страдания. В основных определениях суфизма подчеркиваются другие темы. И в одном учении, и в другом присутствуют вопросы, касающиеся страдания, любви и преданности. Но ответы на эти вопросы, как и представление о их значимости, не являются одинаковыми в обоих учениях.

Если бы два учения были бы тождественны по сути, да еще и расставляли акценты одинаково, как бы мы могли отличить одно от другого? Тем не менее, буддизм остается буддизмом, а суфизм суфизмом.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Сафин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 270
  • Reputation Power: 0
  • Сафин has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #20 : 27 ЬРп 2004, 15:25:36 »
У меня несколько другая точка зрения на этот счет. Все дело в том, что понимается под словом "страдание" в первой благородной истине. Рассмотрим подробней его смысл. Из приведенной Вами цитаты обратим внимание на следующие слова 1-й благородной истины: "Страдание присуще самой жизни...", "оно заключается ...  во всем, что связано с существованием". Из этих слов ясно, что здесь под "страданием" Будда не имел ввиду лишь какие-то узкие виды страданий, например, физическое, моральное или подобные им, хотя и не исключал их. Под "страданием" здесь понимается какая-то глубинная, общая неудовлетворенность существованием в котором пребывает человек. Если это понято, то из этого естественно вытекает задача освобождения от такого неудовлетворяющего существования.

Теперь о суфийском пути. По сути там проблема таже и выход из нее тот же. В какой-то момент времени человек вдруг понимает, что его существование какое-то неполноценное. Он вдруг начинает чувствовать нечто божественное в мире, нечто необъяснимое, нечто великое. И тогда он начинает стремиться к нему. И пусть он не называет свой путь освобождением от страдания, но по сути так оно и есть. Его жизнь вне соединения с Возлюбленной, лишена смысла, полна горечи и разочарования. А это и есть "страдание", но уже на суфийском пути. И тогда, предпринимается, Вашими словами "путь любви, преданности, постижения", путь суфия для выхода из такого неудовлетворяющего существования.

Еще хочу добавить, что буддийский путь также можно назвать "путем любви, преданности, постижения". Любовь - ко всем живым существам, преданность - своему учителю, живому воплощению совершенного, а значит божественного в человеке, постижение - это узнавание своей природы, своей сути, которая также совершенна и божественна.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #19 : 27 ЬРп 2004, 13:43:15 »
Цитата: "Сафин"
wayter

"Конечно, противоречие между суфийским и буддийским подходом здесь большей частью мнимое, я поэтому и расставил смайлики . Но вряд ли можно сомневаться, что акценты ставятся в этих традициях по-разному."

Не совсем ясно откуда следует, "что акценты ставятся в этих традициях по-разному"? Акценты на чем? Хотелось бы увидеть аргументы в пользу такой точки зрения.

Что касается того, что якобы есть различия у этих традиций в отношении к страданию, то, по-моему, их нет.


Как мне представляется. между буддизмом и суфизмом существует явственное различие в акцентах, когда речь идет о страдании. Учение о страдании и метод избавления от него в основе буддизма ("Четыре благородные истины о страдании"):
Цитировать

I. Благородная истина о страдании. Страдание присуще самой жизни, оно заключается в рождении, старости, болезнях и смерти, в соединении с неприятным, в разъединении с приятным; в недостижении желаемого, короче говоря, во всем, что связано с существованием.

II. Благородная истина о причине страдания. Причиной страдания является страстное желание, которое приводит в новому рождению и сопровождается радостью и восторгом, ликованием от удовольствий, отыскиваемых здесь и там. Это жажда похоти, жажда существования и несуществования.

III. Благородная истина о прекращении страдания. Прекращение страданий – это прекращение желаний через отказ от них, постепенное освобождение от их власти.

IV. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Путь к прекращению страданий – это восьмеричный путь правильности, а именно правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные старания, правильный склад ума, правильная сосредоточенность. Продвижение по этому пути ведет к исчезновению желаний и освобождению от страданий


В суфизме же тема страдания и, что особенно важно,  его прекращения не играла такую большую роль. Частый мотив в суфизме - "принимать одинаково и милости и гнев возлюбленной", "искать боль", добровольно идти страданию навстречу.

Мне не приходит на ум ни одно определение суфизма, которое включало бы слово "страдание". Суфизм - это путь любви, преданности, постижения.

Еще раз хочу подчеркнуть, что речь идет о разнице акцентов, а не о сущностном различии между двумя учениями.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Сафин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 270
  • Reputation Power: 0
  • Сафин has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #18 : 27 ЬРп 2004, 10:10:35 »
wayter

"Конечно, противоречие между суфийским и буддийским подходом здесь большей частью мнимое, я поэтому и расставил смайлики . Но вряд ли можно сомневаться, что акценты ставятся в этих традициях по-разному."

Не совсем ясно откуда следует, "что акценты ставятся в этих традициях по-разному"? Акценты на чем? Хотелось бы увидеть аргументы в пользу такой точки зрения.

Что касается того, что якобы есть различия у этих традиций в отношении к страданию, то, по-моему, их нет. "Искать боль" у Руми, "добровольные страдания" у Гурджиева это все есть средство, путь к тому, чтобы обрести вечное счастье. У суфиев это называется фана, исчезновение в Боге. Цитата:

"В суфийской литературе принято считать, что именно Бистами впервые чётко сформулировал одну из центральных суфийских концепций, а именно фана’ (исчезновение [суфия в Боге]) как конец суфийского Пути.

Байазид надеялся полностью стереть все следы своего «я». Его описание этого состояния относится, прежде всего, к познавшему (‘арифу): «Всякий подвержен состояниям - кроме познавшего, ибо признаки его стёрты, и черты его исчезли в чертах ‘Иного-чем-Он’. Единый, посредством Своих атрибутов, замещает слугу, и от [самого] слуги не остается ничего иного, чем Он»."

В буддизме это состояние называется освобождение, нирвана. Цитата:

"Теперь же, если некто спросит, признаю ли я вообще какую-нибудь точку зрения, то в ответ он услышит следующее:

Совершенный свободен от любой теории, ибо Совершенный постиг, что есть тело, как оно возникает и как исчезает. Он постиг, что есть чувство, как возникает оно и как исчезает. Он постиг, что есть ментальные структуры, как возникают они и как исчезают. Он постиг, что есть сознание, как возникает оно и как исчезает. Поэтому, говорю я, Совершенный обрел полное освобождение посредством затухания, сглаживания, исчезновения и избавления от всех мнений и предположений, от всех склонностей к тщеславному представлению "Я", "Моё"."

(Маджджхима-Никайя, 72)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #17 : 26 ЬРп 2004, 16:12:23 »
Духовная культура не может не быть отчасти материальной;  материальная культура отчасти духовна. Материальное и духовное не существуют совсем отдельно. Согласно ибн Араби, духовное и материальное смешаны и взаимопроникающи.

Поэтому ответ на вопрос о том, возможно ли и допустимо ли "поверить алгеброй гармонию", не так однозначен, как это порой представляется.  Само противопоставление "алгебры" и "гармонии" кажется чем-то традиционным. Предполагается, что гармония выше и алгебра может ее только принизить. Но это отнюдь не традиционный подход. Уже в пифагорействе можно увидеть попытку найти универсальный, опирающийся на математику, закон. Тот же порыв можно усмотреть и в учении каббалистов, Раймонда Луллия или Гюрджиева.

Цитировать
Установка на объединение научной и духовной сфер культуры в единую область знания и единую методологию вызывает неизбежные обвинения в попытке “поверить алгеброй гармонию”, “сциентифицировать религию” и т.д. Но стремление к такого рода синтезу является естественным выводом из концепции единства бытия. Химия возникла из алхимии, физика была неотрывна от метафизики. Пифагорейство, само родившееся из орфического мистицизма, заложило основы научного вопрошания и тем самым базис цивилизации Запада. Мистический характер числа и связь математики с глубочайшими тайнами Вселенной остро ощущались в древности (Пифагор, Платон) и в средневековье (Каббала). Математика оправдала многие возлагавшиеся на нее надежды. Однако у современного человека, верящего в математику больше, чем в Бога, это ощущение практически утеряно.

Когда речь идет о Едином, противостояние материального и духовного, рационального и иррационального, аполлонического и дионисийского теряет свою актуальность и остроту
"Золотой век" http://www.sufism.ru/barzah/next04.htm
.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Дарума

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Reputation Power: 0
  • Дарума has no influence.
    • Просмотр профиля
ДУХОВНАЯ?
« Ответ #16 : 18 ЬРп 2004, 15:39:52 »
Если реакцией на столкновение с реальностью является культура, то соответствует ли принятое в обществе разделение ее на материальную и духовную реальному делению ее на подобные части? И не является ли абсурдом понятие "духовная культура"?

Wais

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 262
  • Reputation Power: 0
  • Wais has no influence.
    • Просмотр профиля
Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #15 : 18 ЬРп 2004, 03:09:05 »
Цитата: "wayter"
Если не знать реальности собственной души, не понимать как устроен мир, не видеть вещи каковы они суть "на самом деле" - то есть если быть слепым по отношению к реальности - человек не сможет обрести  покой, будет ощущать себя потеряным и заброшеным во враждебном мире. Истинный покой только в Боге.

Не обязательно... человек создал много возможностей удовлетворяющего его покоя и без Бога... с помощью культуры...

Цитата: "wayter"
Таким образом, и материальная культура (в том числе и наука о физическом мире *), и духовная заняты, так или иначе, одной темой - Реальностью..

Нет... есть области культуры весьма далёкие от реальности... и также - создающие новые, другие реальности...

Цитата: "wayter"
С научной точки зрения человек является частью природы.
С точки зрения мистической традиции эгоистическое разделение человека и мира является заблуждением. Особенность мистического подхода и в том, чтобы стереть мнимую неразделимость человек и мира, эту иллюзию, порождаемую самостью. Микрокосм (человек) отражает макрокосм (Вселенную). По известному выражению, "культура это вторая природа".

Должен существовать некий достаточно простой принцип, который бы позволял объяснить и физические законы, и мир человека. В этом подходе между наукой и духовной Традицией есть общность: с точки зрения Традиции существует только одна реальность.

Ну вот, сейчас можно окончательно говорить о тех двух ликах культуры, о которых я вскользь намекнул в первой реплике и к которой подводил в последующих. Я пропустил без комментариев реплики о буддистах, желаниях и страданиях, так как мой подход итак будет ясен ниже.
Два лика культуры - это лик реальности и лик иллюзий... отсюда видна грань "правильного" отношения и к желаниям и к страданиям и к культуре и к проблемам и их отсутствию... хотя это и тесный клубок, где начало и конец - только сам конкретный человек...

P.S. Чувствую, что в окончании я неубедителен... ну, и ладно... сегодня уже поздно... сегодня мне достаточно мной осознанного, достаточно того, что во мне дракон смог ухватить и поймать свой хвост...

Wais

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 262
  • Reputation Power: 0
  • Wais has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #14 : 18 ЬРп 2004, 02:37:11 »
Цитата: "Nil"
Цитата: "wayter"
желание - это основа основ, оно входит в первозданные правила Игры. Без этого механизма все остановится.


Вспомнилось изречение китайских мудрецов: "Исполнение желаний есть древо жизни".

Древо - это видимая часть, умирающая и рождающаяся... но есть корни и есть силы, питающие древо жизни, питающие те же желания... меня интересуют корни... всё остановится не тогда, когда спилят древо, а когда выкопают корни...

Wais

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 262
  • Reputation Power: 0
  • Wais has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #13 : 18 ЬРп 2004, 02:32:47 »
Цитата: "wayter"
Решая проблемы, человек усложняет свое окружение и внутренний мир. При этом возникают и новые желания, естественно. Будучи не приспособленным к новым изменениям, он оказывается в дисгармонии с собой и с миром. И тогда виток изменений начинается заново на новом этапе.

Именно - "решая проблемы"... не с того конца начинает... начиная же с правильного конца - с развития своего внутреннего мира - и проблемы решаются и новые желания не возникают, а если и возникают, то они гармонично вписываются в мир, в существующий гомеостаз, не нарушая его, не создавая проблем... не навязывать, а следовать и соучаствовать...

Цитата: "wayter"
Можно назвать эту схему порочным кругом: решенная проблема оборачивается новыми.

Да, но как я показал, есть другой круг - спираль - не создание проблем, а творческое соучастие в раскрытии плана и замысла...

Цитата: "wayter"
А можно увидеть в ней чрезвычайно изощренный "замысел", даже руку Провидения. При помощи самых элементарных исходных условий и простеньких правил создается все многообразие культуры.

А вспомнив, идеи о расширении и умирании миров, можно также мой круг (спираль), при неправильном (?) следовании свести к соединению с Богом и сворачиванию, очередному концу мира (к кругу)... до следующего начала...

Wais

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 262
  • Reputation Power: 0
  • Wais has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Тема недели: Два лика культуры
« Ответ #12 : 18 ЬРп 2004, 02:02:59 »
Цитата: "Вадим"
Величина (мощность, объём) и разнообразие нашей культуры, как материальной так и духовной, есть показатель нашей неудовлетворённости.

Величина и разнообразие культуры - есть показатель величины и разнообразия наших потребностей, нашего возможного удовлетворения, нашей зависимости от него.

Цитата: "Вадим"
Не столько изменение внешних условий стало причиной развития культуры (в физическом аспекте), сколько более справедливым будет считать, что потеря равновесия между внутренней и внешней средой оказалось следствием нарушения духовного гомеостаза.

Вероятно, на разных этапах более значимыми были разные сдвиги гомеостаза. Раньше - изменение внешних условий, сейчас - внутренняя неуспокоенность... но изменение внутреннего и внешнего гомеостаза - это, вероятно, общий закон, вложенный в принципы построения мира...

Цитата: "Вадим"
P.S. Является ли культура (во всех своих аспектах) средством решения проблем (так и не выясненного :wink:  происхождения) или она всего лишь следствие оных, их признак?

Культура - форма, метод познания себя и мира... не причина проблем, не средство их решения и не их следствие, а видимая форма пути... хотя, при невладении методом, культура может становится и причиной проблем и средством их решения и их следствием и признаком...

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100