wayter
"Конечно, противоречие между суфийским и буддийским подходом здесь большей частью мнимое, я поэтому и расставил смайлики . Но вряд ли можно сомневаться, что акценты ставятся в этих традициях по-разному."
Не совсем ясно откуда следует, "что акценты ставятся в этих традициях по-разному"? Акценты на чем? Хотелось бы увидеть аргументы в пользу такой точки зрения.
Что касается того, что якобы есть различия у этих традиций в отношении к страданию, то, по-моему, их нет. "Искать боль" у Руми, "добровольные страдания" у Гурджиева это все есть средство, путь к тому, чтобы обрести вечное счастье. У суфиев это называется фана, исчезновение в Боге. Цитата:
"В суфийской литературе принято считать, что именно Бистами впервые чётко сформулировал одну из центральных суфийских концепций, а именно фана’ (исчезновение [суфия в Боге]) как конец суфийского Пути.
Байазид надеялся полностью стереть все следы своего «я». Его описание этого состояния относится, прежде всего, к познавшему (‘арифу): «Всякий подвержен состояниям - кроме познавшего, ибо признаки его стёрты, и черты его исчезли в чертах ‘Иного-чем-Он’. Единый, посредством Своих атрибутов, замещает слугу, и от [самого] слуги не остается ничего иного, чем Он»."
В буддизме это состояние называется освобождение, нирвана. Цитата:
"Теперь же, если некто спросит, признаю ли я вообще какую-нибудь точку зрения, то в ответ он услышит следующее:
Совершенный свободен от любой теории, ибо Совершенный постиг, что есть тело, как оно возникает и как исчезает. Он постиг, что есть чувство, как возникает оно и как исчезает. Он постиг, что есть ментальные структуры, как возникают они и как исчезают. Он постиг, что есть сознание, как возникает оно и как исчезает. Поэтому, говорю я, Совершенный обрел полное освобождение посредством затухания, сглаживания, исчезновения и избавления от всех мнений и предположений, от всех склонностей к тщеславному представлению "Я", "Моё"."
(Маджджхима-Никайя, 72)