"Я умер камнем и воскрес растением, Я умер растением и воскрес животным, Я умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться ? Разве смерть обокрала меня?"
- Халал уль-дин Руми (1207-1273)
Как и в случае с Аттарам, о котором я писал выше, это вопрос интерпретации. Нам свойственно искать подтверждения своим идеям. То, что подходит, принимается, а то, что не походит, отбрасывается.
У меня, как и у многих других, в связи с приведенной Вами цитатой, возникало искушение провести параллель не с реинкарнацией, а с теорией эволюции, и объявить Джалал ад-дина Руми предтечей Ч.Дарвина. Но я стараюсь не поддаваться этому искушению, и вот почему: если взглянуть на учение Руми в целом, то не удается найти явные следы "эволюционной теории". (См., напр., книгу У.Читтика
"В поисках скрытого смысла").
* * *
Вы, видимо, опираетесь на этот текст:
http://spiritual.ru/relig/reinkmir6.htmlЧувствуется, что автор не без труда ориентируется в материале и дает ему весьма своеобразные и произвольные объяснения. Я бы порекомендовал использовать и другие, более авторитетные, исследования.
* * *
Из "Дивана Шамса Табризи".
Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне нас,
Она бессмертна - а умрет лишь то, что видит глаз.
Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук затих:
Исчезли вовсе не они, а отраженье их.
А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем,
По лестнице метаморфоз свершаем наш подъем.
Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом,
Потом животным - тайна тайн в чередованье том!
И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла,- о, как непрочен он!
Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной.
О Шамс, в пучину погрузись, от высей откажись -
И в малой капле повтори морей бескрайних жизнь.
Джалал ад-дин Руми
Перевод Д.Самойлова