Эзотерическую природу имеют методы, применяемые в искусстве.
Искусство не просто пассивно отображает окружающий нас мир. В его власти преодолевать многие ограничения этого мира. Например, искусство может произвольно манипулировать временем и пространством - на одной книжной странице могут быть сведены события, разделенные в реальной жизни многими годами и происходившие в разных частях света. В художественных произведениях люди обретают способность летать, а предметы - говорить. И такая <гибкость> - не просто изобретение мечтательных авторов. Этот <пластичный> мир человек познал в своих сновидениях. Значит, полет творческой фантазии, стремление к более совершенным мирам изначально присущи человеческой природе, относятся к нашим сущностным качествам.
Еще одна очевидная параллель между сновидением и произведением искусства - их символичность. Толкование сновидений является одним из древнейших занятий человека. Может, именно сновидения научили людей видимым образам приписывать иной, иногда противоположный, смысл? Например, в сонниках встречается такое толкование: пожар - к потопу, потоп - к пожару. Если обратить взгляд на историю развития художественных форм: от античной классики до абстракционизма и постмодернизма, то именно тенденция углубления символичности произведений окажется самой заметной. Для отображения человеческих переживаний в картине Рембрандта <Возвращение блудного сына> использовались художественные средства, мало напоминающие те, что мы находим в широко известном <Черном квадрате> Малевича. И хотя средневековый автор применял, безусловно, более традиционный художественный язык, широкий успех работы нашего современника показывает, что понимание языка символов уже не является уделом избранной элиты.
Зародившись в рамках искусства, знаково-символическая среда стала необходимым атрибутом нашей повседневной жизни. Трудно переоценить влияние письменности на развитие цивилизации. В свою очередь, на определенном этапе развития цивилизации, опираясь на современные достижения науки и техники, человечество создало еще одну знаково-символическую среду - интернет, потенциальные возможности которой еще только изучаются. Согласно эзотерической традиции, весь наш мир - это манифестация Абсолюта, бесконечное множество символов, за которыми стоит образ Единства. Но человечеству необходимо не только постичь и принять эту истину, но и преобразовать в соответствии с ней свое бытие. Может быть, когда каждый предмет станет служить не <яблоком раздора>, а напоминанием нашего сущностного единства, и наступит на земле царство Божие? В таком случае, история искусства - это история движения человечества по пути к этой цели. Искусство алхимически преображает сознание человека, ведет его к истинному, символическому восприятию мира. Это именно то направление, которое указывают нам эзотерические учения.