И я сожалею, но сожалею, что вновь противопоставляются христианская и мусульманская религии.
В теме о грехопадении неуловимым образом присутствуют два начатых разговора: Умброй - о Знании, Мер-Рех(ом) - об Интуиции.
И христианство, и мусульманство относятся к т.наз. догматическим религиям, основанным на Откровении. Откровение можно выразить через Знание в совокупности с Интуицией в их первозданном непосредственном постижении Истины (прошу не путать с знанием и интуицией, основанных на вычленении логических единиц умом, т.к. ум - канал ограниченной емкости, постичь Истину он не может).
Мотылек, я с Вайтером не спорю. Посему, защищать его нет нужды :). Просто то, что он говорит, хорошо накладывается и на христианство, даже в моменте грехопадения.
Это "возращение домой", как говорят суфии, требует от человека роста, изменения, преображения. "И к Нему вы будете возращены"(Коран), но уже совсем другими, не такими каким был ветхий Адам.
Что Коран, что Библия книги многослойные, открывающиеся читающему так глубоко, насколько читающийся в состоянии принять Знания о Бытии. Следовательно и религии многослойны. Одно можно услышать от священника для прихожанина-обывателя, иное на Святой Горе от Старца настоятелю монастыря из мира, да и тому Старец не скажет всего. Думаю, что в суфийской традиции подход тот же. На высшем уровне сознания, мне кажется, во всех традициях присутствует некая "истинная религиозность" в понятиях Кришнамурти.
К сожалению, сообщение получается достаточно большое, постараюсь говорить не от себя, ибо я еретичка, а от людей веры, в частности Владимира Николаевича Лосскго "Очерк мистического богословия восточной церкви".
Хочется вначале еще раз сказать об образе и подобии, ибо здесть тонкая грань грехопадения зарыта.
"Человек представляется в двух аспектах: как индивидуальная природа он становится частью целого..., но как личность - он отнюдь не "часть"; он сам все в себе содержит."
"Личность становится совершенным образом Божиим и стяжает Его подобие, которое есть совершенство природы, общей всем людям."
"... человек есть тварь, получившая повеление стать богом. Но это повеление, обращенное к человеческой свободе, не есть принуждение. Как существо личностное, человек может принять или отвергнуть волю Божию."
"... эта "свобода выбора" сама уже есть несовершенство, ограничение истинной свободы: совершенная природа не нуждается в выборе, ибо она знает добро естественным образом; ее свобода обоснована этим знанием. Наш свободный выбор говорит о несовершенстве падшей человеческой природы, о потере подобия Божьего."
"Если дело в свободе выбора, откуда ей было взяться у наивной парочки в Раю?"
Была, была свобода выбора уже в раю. Древо с плодами познания никем не охранялось, сказано лишь было слово - не ешьте. Уже можно предположить, что есть два пути: наилегчайший, наитруднейший. Выбор за Адамом и Евой. И у змея был выбор: говорить - наитруднейший путь, молчать - более легкий. И у Евы был выбор: слушать, убежать. У Адама, кстати, он вообще странен в своем безволии и "ябедничании": есть, отказаться.
А теперь вернемся к себе любимым: как мы относимся к тем, кто идет самым легким путем?
"Человек был создан совершенным. Это не означает, что его первозданное состояние совпадало с конечной целью, что он был соединен с Богом с самого момента своего сотворения. До грехопадения Адам не был ни "чистой природой", ни человеком обОженным. Как мы уже сказали, космология и антропология Восточной Церкви характерно динамичны, что исключает всякую противопоставленность понятий природы и благодати: они взаимно друг в друга проникают, одна в другой существуют."
Была необходимость в том, чтобы Адам вышел из своего полуживотного состояния, вкусил с древа познания, стал "как боги".
Как видим, и в этом противоречий особых нет.
Небольшой экскурс в руссий язык (учебник Литневской).
Гагол
обОжиться относится к признаку вида
возвратность/невозвратность. Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом -
ся. В нашем случае глагол передает следующее значение - направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия.
Странное совпадение, неправда ли, обОжиться - возвратиться.
А теперь чуть-чуть в "Догматическое богословие" того же автора.
Из главы Первородный грех.
"Змий книги Бытия, как и "древний змий" "Апокалипсиса", - это сатана. Он присутствует в земном раю именно потому, что человек должен пройти через искус свободы. Первое повеление Божие - не прикасаться к дереву - постулирует человеческую свободу, и в этом же плане Бог допускает присутствие змия. Вера дает жизнь греху, она его являет, как подчеркивает апостол Павел: Бог дает это первое повеление, и тут же сатана вкрадчиво подсказывает бунт; действительно плод сам по себе был хорошим, но все дело здесь - в личных отношениях между Богом и человеком."
С этой точки зрения высказывание:
Библия говорит нам, что грехопадение было скорее трагической случайностью, а не закономерным исполнением Божьего плана. Ведь если мы будем считать, что Бог заранее запланировал грехопадение человека, устроив ему провокацию, то жертва Христа будет представляться нам не великим подвигом любви, а неким лицемерным действом.
Что стоящего в том, что Бог искупил человека своей кровью, если Он же его и подставил ?
становится сомнительным.
И под конец - "что стоящего в том?"
"Истинная вселенная, истинная природа утверждаются только благодатью. Вот почему грех открывает драму искупления. Второй Адам предпочтет Бога именно там, где первый Адам предпочел самого себя: сатана приступит ко Христу после Его крещения и предложит Ему то же искушение, но искушение трижды разобьется о соединенные в Нем волю Божественную и волю человеческую."
Это ли не Путь от сотворения мира до сего дня.
Заканчиваю своими богохульскими мыслями. Разве нельзя поставить равенство по мощи событий в выборе наитруднейших путей: грехопадение и принятие Чаши сией...... у всех действующих лиц была свободная воля выбора. Господь не принуждал. Он, как нищий с протянутой рукой, ожидает Любви.
Все религии, в высшем их понимании, ведут к ОДному. Какая разница, за который пальчик, протянутой руки Господа, мы держимся. Обителей у него много.
Извините, что так многословна и отнимаю время вашей жизки.