Или, может быть, человеку вообще не свойственно быть в таком состоянии?
Вполне возможно, что не совсем свойственно, точнее, не свойственно постоянно находиться в подобном состоянии. Ведь у человека, как и у многих животных, есть способность к приобретению навыков, и механизм этот имеет прочную физиологическую основу. Более того, чем быстрее индивидуум способен приобретать разнообразные навыки, тем более обучаемым, развитым и приспособленным к жизни он считается. Если бы мы не были способны приобретать навыки, то каждый шаг оставался бы настолько же труден, как первый, в течение всей жизни, речевой аппарат не мог бы сформироваться, и т. д., люди не были бы способными танцевать и музицировать, например. Выходит, что автоматизм - это своего рода оптимизация деятельности, то есть склонность ко "сну" - это вполне естественная и вовсе не такая уж безобразная штука.
Обучение иностранному языку, например, это тоже "автоматизация", приобретение навыков, иначе чужой язык не выучить. Усилия прикладываются не только и не столько к запоминанию слов, сколько к многократному повторению слов и оборотов, тогда задействуются природные механизмы, способствующие формированию устойчивых связей.
Вполне возможно, что навык, о котором говорится в книге "ЧП", также формируется подобным образом - допустим, что есть некая мотивация, есть постоянное повторение определенных действий, и в результате формируется некий новый навык. Таким образом, то, что препятствует автоматизму, тоже неминуемо становится автоматическим; и оно должно таким стать, иначе каждый раз нужно будет начинать все заново. То есть, может быть, дело не в том, чтобы бороться со всяческим автоматизмом и "сном", а в том, что именно делается автоматически, в том, каков этот "сон"?
Но вдобавок к этим вопросам есть еще сложности - ведь если речь идет о том, чтобы "вспоминать себя", то для начала (хотя тема этого треда вроде не для начинающих, но тем не менее...) возникает вопрос: а какого себя? вспоминать как кого, как что? С которой из многочисленных своих частей нужно отождествиться для этого, с одной, со всеми? И получается, что для того, чтобы верно определить это, нужно уже быть весьма сознательным:-)
В "ЧП" есть фразы:
Действительное самовоспоминание требует эмоции, но мы не имеем контроля над эмоциональным центром. Таким образом, посредством некоторого понимания мы можем заставить интеллектуальный центр, над которым имеем некоторый контроль, работать в темноте, как будто бы при свете, и это будет вырабатывать самовоспоминание.
Так что же это за "некоторое понимание", с успехом заменяющее эмоции?:-)
Кроме того, возникает еще один вопрос: а возможно ли вообще быть сознательным, не осознавая этого? или если и возможно, то как раз только автоматически и возможно?:-)