Вопрос: бывают ли случаи (среди животных или людей), когда интроспекция происходит естественно?
Меня давно занимал вопрос: а все ли вообще люди (не говоря о животных) способны к самонаблюдению? И если да, то когда и при каких условиях эта способность возникает? Ведь чтобы какая-то способность или функция возникла, она должна быь необходимой. О его наличии у животных мы можем судить по косвенным признакам - интроспекция является дополнительным звеном в схеме "стимул - реакция", и меняет стандартную примитивную реакцию на раздражитель.
Если рассматривать интроспекцию (для избежания путаницы - определение
интроспекции из психологического словаря), то можно предположить, что задействование этой способности в критических ситуациях не только не нужно, но является препятствием. Животному, ребенку или человеку на необитаемом острове способность к самонаблюдению также вряд ли пригодится, так как даже от изучения себя даже от любопытства он вряд ли что-то выиграет.
В каких же случаях самонаблюдение может быть необходимым? Ведь для того, чтобы наблюдать или изучать свое "я", необходимо раздвоение, деление на субъект и объект. Если индивидуум становится объектом, то должен сформироваться некий "наблюдательный центр", который становится активным при процессе интроспекции.
Можно сделать вывод, что разновидность интроспекции - это рефлексия, которая является необходимой для того, чтобы адекватно реагировать на поведение других при взаимодействии с ними, и примитивная рефлексия необходима даже животным (например, при охоте или при попытке убежать от преследования нужно просчитать возможные действия противника, при взаимодействии с другими членами стаи или с человеком нужно представлять себе возможные реакции и действия другой стороны). Этот вид интроспекции может являться, тем не менее, полностью механическим; например, воспитание или дрессировка создают ситуацию, при которой "образ другого" (свод норм, требований, установок) будет сравниваться с "образом себя", и для этого становится необходимой возможность создания "образа себя", видения себя со стороны, но все это может происходить абсолютно неосознанно, то есть при этом самонаблюдение не является осознанной целью, даже промежуточной. Кроме того, можно сделать вывод, что любой (или почти любой) внутренний конфликт свидетельствует о наличии процесса интроспекции у индивидуума.
Другим видом интроспекции может быть целенаправленное изучение себя, содержания своей психики - и этот вид самонаблюдения формируется, например, у последователей некоторых религий (а именно - тех, где есть постулат о том, что грешить возможно и в мыслях). Видение "себя", изучение своей психики должны быть непременно чем-то мотивированы, и в первую очередь это должна быть возможность использования полученных знаний для выживания и повышения качества жизни. Сложно сказать, является ли подобный вид интроспекции естественным - но скорее да, чем нет, так как стимул для этого является вполне естественным. Неестественным, скорее всего, является длительное пребывание в подобном состоянии, так как отвлечение внимания от окружающего мира, где в любую секунду может возникнуть угроза существованию или счастливая возможность ухватить пробегающий мимо лакомый кусочек, кажется опасным или неоправданным; ведь нужно много поколений, чтобы физиология успела в достаточной степени "угнаться" за тем, что человек уже изменил в окружающем мире. А кажущееся оптимальным разделение внимания тоже требует дополнительных "ресурсов" и дальнейшего усложнения деятельности психики и нервной системы.