После прочтения Алексеева.
Возможно, мысль о двух Богах навеяна философско-религиозной доктриной – гностицизмом.
Теологическая концепция гностического учения: «Бог является абсолютно надмирным, Его природа чужда этой вселенной, которая не создана и не управляема Им и которой Он полностью противопоставлен: божественное царство света, самодостаточное и отдалённое – это мир, противопоставленный царству тьмы. Космос представляет собой творение низших сил, которые, хотя и могут опосредованно происходить от Него, в действительности не знают истинного Бога и препятствуют познанию Его в космосе, которым они управляют. Происхождение этих низших сил, архонтов, и, в общем, весь порядок бытия вне Бога, включая космос как таковой.
Трансцендентный Бог сокрыт во всех этих созданиях и непознаваем в естественных представлениях. Познание Его требует сверхъестественного откровения и воображения, и даже после этого Его может быть тяжело выразить иначе, как в отрицательных терминах. Будучи Духом, Этот Бог рождает духовные существа. Именно поэтому Он Отец не только Своего Сына, но также и всех тех людей, которые обитают в материальном мире, но при этом рождены свыше, от Духа. Он, одновременно, – трансцендентный Абсолют и совершенная, благая Личность. Он не является источником зла, и именно поэтому Он не творит и не может творить материального мира. Он чужд творению, и, соответственно, не несёт за него ответственности».
В тексте эта тема названа темой гностической спекуляции…
Учитывая, что каждое учение поддерживает только свою правоту, можно ли отнестись к этим трактованиям как доказательствам? Тем более гностицизм являлся противником христианства.
Вот выдержки из статьи (автор мне не известен):
«В Новом Завете есть несколько указаний на то, что атака гностицизма на христианство уже началась. То здесь, то там мы находим острую полемику с теми, кто искажает учение, настаивая на верховенстве знания (Колосянам 2:8 и 18; Титу 1:16; 2 Тимофею 3:7), приспособив под это термин гнозис (1 Тимофею 6:20-«О Тимофей, храни доверенное тебе, уклоняясь от пустых разговоров, оскверняющих святое, и противоречий того, что ложно именуется «знанием»)».
Этому можно столько же не доверять, сколько доверять.
Гностицизм как и иудаизм мог иметь цель проникновения и внутреннего разрушения христианства.
И потом, гностическое учение понимает Ветхий Завет буквально, без аллегорического восприятия, что, скорее всего, неверно.
Я пока не утверждаю, что в ВЗ и НЗ речь идет о едином Боге (после ссылок не до утверждений), я только высказываю предположение, что навязывание мысли о разных богах могло иметь определенную цель.
А Логинов слишком тосклив..