Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфийская этика с психологической точки зрения  (Прочитано 16086 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

психоаналитик

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 78
  • Reputation Power: 0
  • психоаналитик has no influence.
    • Просмотр профиля
В книге д-ра Джавада Нурбахша "Беседы о суфийском пути" имеется речь о суфийской этике и этикете. В целом перечисленные качества действительно отражают черты характера здорового человека, коим и должен быть суфий. Тем не менее, в общем списке оказалось несколько качеств, о которых хотелось бы поговорить отдельно. Возможно, кто-то из людей сведущих пояснит, что тут имеется в виду.

Начну с наиболее, на мой взгляд, непонятного:

Цитировать
Суфий никогда не бывает сердит или груб


Насчет грубости всё понятно, а вот как быть с "сердитостью"? Если я правильно понимаю, то это синоним слова "гнев", а гнев - одно из базовых эмоциональных состояний человека. Гнев сигнализирует нам, что ситуация неприемлема и требует изменения. Наша психика устроена так, что гнев для нее испытывать совершенно естественно. И если мы видим человека, который не гневается, то можно с уверенностью утверждать, что он гнев просто сдерживает, подавляет, что есть первейший признак невротика. Здоровая актуализированная личность свой гнев выражает, сбрасывая внутреннее напряжение и одновременно показывая собеседнику, что ситуация неприемлема. И лишь форма выражения гнева может различаться в зависимости от воспитания и общей культуры человека.

Поэтому, когда утверждается, что суфий никогда не бывает сердит, это означает, что он либо подавляет гнев и потому невротичен, либо (я могу такое допустить) он свят и не воспринимает никаких угроз извне.

Если бы речь шла о святом, то возражений бы у меня не было. Однако дальше Нурбахш пишет:

Цитировать
Тот, кто считает себя суфием и не соблюдает эти нормы, облачился в суфийские одежды, пытаясь выдавать себя за того, кем не является на самом деле (выделено мной. - п/а)


Т.е. получается, что указанное выше олимпийское спокойствие - не результат особого состояния сознания, а соблюдаемая норма. Иными словами, предлагается манипулировать собой с целью подавления эмоции гнева, чтобы не посрамить суфийскую честь, предлагается маска вместо искренности и открытости. Получается, что из-за этой "нормы" дервиш как раз и "выдает себя за того, кем на самом деле не является" - за лжеспокойного суфия. Я не очень верю, что Дж.Нурбахш, будучи психиатром, мог порекомендовать дервишам играть в такую опасную для психики игру. Поэтому прошу людей знающих объяснить, что здесь имеется в виду.

Благодарю

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100