Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфийская этика с психологической точки зрения  (Прочитано 16092 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
СломАл!!!  :lol:

муму

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 665
  • Reputation Power: 9
  • муму has no influence.
    • Просмотр профиля
    • Обо мне
Цитата: "ЛоЛа"
Адъютант Напалеона рссказывал, что у того была специальная дранная треуголка, для того чтобы выражать свой гнев перед армией: он швырял её под ноги и топтал.... (И гнев его был СТРАШЕН! ))
 


Спецодежда

Для гнева шапку мне! А в гневе я ужасен...
Для зависти давай роскошные часы,
Для трусости всегда бронежилет в запасе,
Для радости тащи семейные трусы.
"Те, кто меня понимает – мудры; тем же, кто меня осуждает, необходимо посидеть в ночной тиши и прислушаться к своим сердцам".

Китайский мастер кулачного боя Ван Сян Жай

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
PPS:
Этика и этикет относятся к практике суфизма. Как, к примеру, рекомендуется ежедневная медитация ("зэкр"), - и кто то, например, скажет: "Я не могу", "У меня не получается"... Но надо стараться. И что-то начинает меняться. Точно также и с этикой и этикетом.

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
PPS:
А если человек притворяется суфием ("манипулирует собой с целью подавления эмоций,  надевая маску  и выдавая себя за того,
кем на самом деле не является ") - то это тоже "нафс".

Цитата: "Психоаналитик"
Я не очень верю, что Дж.Нурбахш, будучи психиатром, мог порекомендовать дервишам играть в такую опасную для психики игру.
:)

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
PS: По поводу "гнева" и "сердитости".
Возможно, например, гневаться на какую-то ситуацию или человека, и при этом осознанно использовать гнев как "орудие гнева". Адъютант Напалеона рссказывал, что у того была специальная дранная треуголка, для того чтобы выражать свой гнев перед армией: он швырял её под ноги и топтал.... (И гнев его был СТРАШЕН! ))
А если, к примеру, взять человека, бывают такие люди, вечно раздражённого и сердитого на весь мир. (Очевидно, что это НЕ суфий ))
То на самом деле с ним  самим что-то то "не так"... Раздражённость и сердитость являются следствием  внутреннего состояния дисгармонии и дискомфорта. Поэтому такому человеку необходимо разобраться со своей  сердитостью...
(Обычно "нафс" сердится, когда "не по евоному выходит"... - Так что этика и этикет относятся к практике усмирения "нафса"  8) ))

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "ЛоЛа"
Цитата: "психоаналитик"



Цитировать
Суфий никогда не бывает сердит или груб


 Однако дальше Нурбахш пишет:

Цитировать
Тот, кто считает себя суфием и не соблюдает эти нормы, облачился в суфийские одежды, пытаясь выдавать себя за того, кем не является на самом деле (выделено мной. - п/а)



Во-первых, не вижу никакого противоречия между этими двемя фразами ,Вторая фраза дополняет первую:
Одна указывает на суфия, другая на то - как отличить от суфия лицемера. Себя в частности. (Понять что далеко не суфий, и что...  "Юпитер, если ты сердишься, ты неправ" ))
По-поводу же гнева и сердитости, далеко не одно и то же: гнев может быть осознанным, сердитость - нет.
И последнее: нормы суфийской этики и этикета не рассчитаны на то, чтобы "притворяться", а связаны с практикой преодаления некоторых нежелательных вещей в себе, к которым нужно быть внимательным: замечать их в себе, исследовать причины... и пытаться соблюдать эти нормы соблюдать эти нормы. (Пытаясь соблюдать эти нормы  что-то преодолеваешь в себе! ))

Да, для суфия - эти этика и этикет действительно результат особого состояния сознания, а не соблюдаемая норма. Для дервиша же это  инструменты к трансформации. "Нафса". :wink:
Пытаясь

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 826
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "психоаналитик"



Цитировать
Суфий никогда не бывает сердит или груб


 Однако дальше Нурбахш пишет:

Цитировать
Тот, кто считает себя суфием и не соблюдает эти нормы, облачился в суфийские одежды, пытаясь выдавать себя за того, кем не является на самом деле (выделено мной. - п/а)



Во-первых, не вижу никакого противоречия между этими двемя фразами ,Вторая фраза дополняет первую:
Одна указывает на суфия, другая на то - как отличить от суфия лицемера. Себя в частности. (Понять что далеко не суфий, и что...  "Юпитер, если ты сердишься, ты неправ" ))
По-поводу же гнева и сердитости, далеко не одно и то же: гнев может быть осознанным, сердитость - нет.
И последнее: нормы суфийской этики и этикета не рассчитаны на то, чтобы "притворяться", а связаны с практикой преодаления некоторых нежелательных вещей в себе, к которым нужно быть внимательным: замечать их в себе, исследовать причины... и пытаться соблюдать эти нормы соблюдать эти нормы. (Пытаясь соблюдать эти нормы  что-то преодолеваешь в себе! ))

Да, для суфия - эти этика и этикет действительно результат особого состояния сознания, а не соблюдаемая норма. Для дервиша же это  инструменты к трансформации. "Нафса". :wink:
Пытаясь

filin

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 508
  • Reputation Power: 0
  • filin has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "Ева"
..(порубить дрова, например...)..

Методика красочно описана в итальянском фильме "Укрощение строптивого"))

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "психоаналитик"
Наша психика устроена так, что гнев для нее испытывать совершенно естественно. И если мы видим человека, который не гневается, то можно с уверенностью утверждать, что он гнев просто сдерживает, подавляет, что есть первейший признак невротика. Здоровая актуализированная личность свой гнев выражает, сбрасывая внутреннее напряжение и одновременно показывая собеседнику, что ситуация неприемлема. И лишь форма выражения гнева может различаться в зависимости от воспитания и общей культуры человека... Поэтому, когда утверждается, что суфий никогда не бывает сердит, это означает, что он либо подавляет гнев и потому невротичен, либо (я могу такое допустить) он свят и не воспринимает никаких угроз извне.


Поскольку я не отношу себя к "людям знающим", то вряд ли смогу объяснить, что имел в виду д-р Нурбахш, и тем более не возьмусь обсуждать, может или не может человек вообще не сердиться.

Тем не менее, позволю себе выразить несогласие с Вашими утрверждениями, процитированными мной выше: является ли в действительности контроль над собственным поведением, в частности, сдерживание непосредственных проявлений своих эмоций, признаком невротика? И зачем "здоровая актуализированная личность" выражает свой гнев, демонстрируя неприемлемость ситуации "собеседнику", если это может быть связано с риском, в том числе и для жизни? Насколько мне известно, к невротизации ведет наличие подавляемых, а зачастую и скрываемых от самого себя (табуированных социумом или самим индивидуумом) эмоций, при наличии неразрешимой ("безвыходной") с точки зрения невротика ситуации; а непосредственное выражение всех переживаний является признаком, свидетельствующим более о социопатии, нежели о здоровье и актуализации. "Отсрочка" реакции и контроль над проявлениями собственных эмоций при том, что человек отдает себе отчет в том, что он испытывает эти эмоции и почему он их вынужден сдерживать, вряд ли приведут к невротизации; тем более что человек вполне может направлять свои реакции "в другое русло", сознательно оперируя механизмами наподобие "замещения" или "проецирования" (порубить дрова, например, или выбить ковер :-) ).

Поэтому представляется, что, кроме двух альтернативных: "либо подавляет гнев и потому невротичен, либо он свят и не воспринимает никаких угроз извне" есть еще другие варианты.
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

doc

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 54
  • Reputation Power: 1
  • doc has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитировать
Суфий никогда не бывает сердит или груб

Возможно имеется ввиду следующее:
Суфий-это продвинувшийся адепт,и уже обладает определенным внутреннм опытом. Он не испытывает отрицательных эмоций не в плане их подавления, а в способности (опираясь на свой внутренний
опыт)их не допускать.

Caterpillar

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 471
  • Reputation Power: 7
  • Caterpillar has no influence.
    • Просмотр профиля
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал, -
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял, хмельной, -
Значит, как у тебя самого,
Табарзин у него.

муму

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 665
  • Reputation Power: 9
  • муму has no influence.
    • Просмотр профиля
    • Обо мне
Цитировать
Насчет грубости всё понятно, а вот как быть с "сердитостью"? Если я правильно понимаю, то это синоним слова "гнев", а гнев - одно из базовых эмоциональных состояний человека. Гнев сигнализирует нам, что ситуация неприемлема и требует изменения..



Если друг оказался враг,
Я его табарзином * - хряк!
Он лежит, перестав шевелиться.
Для чего на него мне сердиться?


-------------
* табарзин - дервишеский топорик.
"Те, кто меня понимает – мудры; тем же, кто меня осуждает, необходимо посидеть в ночной тиши и прислушаться к своим сердцам".

Китайский мастер кулачного боя Ван Сян Жай

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Суфий испытывает Божий Гнев :-0)
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

filin

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 508
  • Reputation Power: 0
  • filin has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "психоаналитик"
получается, что указанное выше олимпийское спокойствие - не результат особого состояния сознания, а соблюдаемая норма

"Олимпийское спокойствие" присуще не только последователям ислама)) истинная молитва непостижимым образом изменяет сознание, но для того, что бы это стало работать нужно много веры и времени))

училка

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 1252
  • Reputation Power: 1
  • училка has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "психоаналитик"
Цитировать
Тот, кто считает себя суфием и не соблюдает эти нормы, облачился в суфийские одежды, пытаясь выдавать себя за того, кем не является на самом деле (выделено мной. - п/а)


Т.е. получается, что указанное выше олимпийское спокойствие - не результат особого состояния сознания, а соблюдаемая норма. Иными словами, предлагается манипулировать собой с целью подавления эмоции гнева, чтобы не посрамить суфийскую честь, предлагается маска вместо искренности и открытости. Получается, что из-за этой "нормы" дервиш как раз и "выдает себя за того, кем на самом деле не является" - за лжеспокойного суфия. Я не очень верю, что Дж.Нурбахш, будучи психиатром, мог порекомендовать дервишам играть в такую опасную для психики игру. Поэтому прошу людей знающих объяснить, что здесь имеется в виду.

Благодарю


Соблюдаемая норма может быть следствием внутреннего состояния суфия - спокойствия и умиротворения, т.е. приятия любой ситуации, как данности. Нет мирских желаний – нет и сердитости от их неудовлетворения. Все естественно, и внешнее отражает внутреннее.

Что касается дервишей, то, насколько мне известно, д-р Нурбахш рекомендует не просто подавлять гнев, а сочетать его с зэкром, чтобы переключить внимание и смотреть на ситуацию в другом масштабе.

Цитировать
Водой зэкра смываются грубость и агрессивность сердца, их место занимают гладкость и мягкость. Свет зэкра рассеивает и расколдовывает тревожащую и пугающую сердце тьму. Как написано в Коране: «...затем смягчается их кожа и сердца к упоминанию Аллаха»(Коран 39:23).

Продолжительная практика зэкра ведет к тому, что «Владыка зэкра» завладевает царством сердца, изгоняя все, что не является мыслью о Нем. Когда «Владыка зэкра» занял свое место, сердце привязывается к Нему и обретает покой, отвращаясь от всего, что не есть Он. Как утверждается в Коране, «Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, — о да! ведь только поминанием Аллаха успокаиваются сердца» (Коран 13:28).

По словам шейха Маджуддина Багдаци:

В начале было сердце
и тысячи разных помыслов,
А теперь не осталось ничего,
кроме Ла иллах илла'ллах .

Джавад Нурбахш
ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА. Размышления о стадиях психологического становления и развития на суфийском Пути
http://psylib.org.ua/books/nurbj01/txt10.htm

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100