(Чат 11 августа 07 г.)
сали: как понять когда в исполнении какого-то вроде бы благого дела человек на самом деле руководствуется своим нафсом, а когда нет?
wayter: следует руководствоваться презумпцией виновности нафса. :) Если нафсу не удалось доказать, превыше всяких сомнений, что он не виноват, значит - дело его рук.
Масса недоразумений из-за того, что психику представляют себе (по аналогии с печенью и почками) в виде различных органов - вот это сердце, а вот это нафс. Но в принципе ведь нет четких границ. Поэтому любой наш поступок или чувство не бывают "химически чистыми".
Иисус берет на себя грехи человечества - что там намешано? Сострадание к людям и чувство долга, страх, сомнение, желание исполнить волю Отца. В Евангелии ясно видно, что самые разные чувства стоят за этим поступком. Есть и желание отказаться от этого мероприятия, так сказать, и заняться чем-то еще. "Если только можешь, Авве Отче, эту чашу мимо пронеси..."
dustam: с точки зрения благого дела, так ли уж важно, каким местом руководствуется человек? если в итоге действительно получается благо.
wayter: с одной точки зрения, не так уж важно. С другой, когда рукодствуешься сомнительными или эгоистическими соображениям, это может повлиять на исход дела, повести не туда, куда провозглашали, а туда, куда на самом деле хотели.
*
Все, по большому счету, делается из эгоистических соображений (если не индивидуального эгоизма, то группового), вопрос только в степени его присутствия.
Тем не менее, каким-то образом благо формируется из эгоизма. Именно потому, что эгоизм не может быть абсолютным - он содержит ростки чего-то другого. Невозможно заботиться только о себе, пространство самости неизбежно включает еще и других людей. Между мной и миром нет непроницаемой границы.
Но обычно мы имеем дело с упрощенной теоретической схемой, которая указывает лишь на противоположность "эгоизм - самоотверженность".
dustam: эго хочет, чтобы было хорошо, а "хорошо", видимо, невозможно без ростков чего-то другого.
wayter: конечно, либо это уж совсем обезумевшее эго, которому долго не прожить.