Советую почитать "Постижение Высших Миров". Очень подробно о всех рефлексиях эгоизма.
Спасибо. Читал. Книга, действительно, интересная, но, к сожалению, изложение не систематизировано, очень много повторонв, нет разбивки на главы, нет оглавления. Поэтому непонятно даже, к какой части книги относятся Ваши слова "Очень подробно о всех рефлексиях эгоизма".
Согласен с Вами, что книга не строго систематизирована. Именно эта книга скорее как книга притч, высказываний. Пробует показать все сложности этой "игры" - нашего Эго и свойства противоположного - Творца - альтрузма. Их взаимодействий, противоречий, вообщем "единства и борьбы противоположностей", из которых возникает, формируется "средняя линия", по которой и нужно пройти.
Но есть много других книг, особенно о структуре Духовных Миров, их зарождении, эволюции, "огрублении", вплоть до нашего мира, где строго и четко все классифицированно и систематизированно.
В двух системах раскрывается человеку Духовный Мир: в разуме и сердце (моха вэ либо). Эта книга - больше для чувств, для эмоций.
Каббала делится как бы на два больших раздела:
- о структуре, строении, зарождении, эволюции Духовных Миров до "опускания" в материальный Мир;
- о духовном пути человека с "низа" ( с противоположных Творцу свойств и качеств) до уровня, называемого в Каббале "Статус Творца" - приобретения Его свойств, уподобления Ему.
Эта книга - для начинающих изучать Каббалу, для введения в понятия, что такое "духовный путь человека", для чего, ради какой Цели.
В книге масса цитат, подходящие для темы нашего разговора. Приведу несколько:
"...Поскольку эгоизм является нашей природой, он властвует на всех уровнях природы – от атомно-молекулярного, гормонального, животного уровней и до самых высших систем нашего разума и подсознания, включая наши альтруистические желания, и человек не в состоянии ни в чем сознательно пойти против него.
Поэтому тот, кто желает выйти из-под власти эгоизма, обязан во всем, что связано с продвижением к духовному, действовать против желания тела и разума, несмотря на то, что не видит никакой выгоды для себя, иначе никогда не сможет выйти из рамок нашего мира.
Этот принцип работы называется в Каббале «бить, пока не захочет». А когда Творец поможет тем, что даст свою природу человеку, тогда тело захочет работать в духовном ключе, и это состояние называется возвращением – тшува.
Изменение природы эгоистической на альтруистическую происходит так: желание самонасладиться, созданное Творцом, эгоизм, черная точка – на которую произошло сокращение (цимцум), и потому свет Творца ушел из нее – проходит исправление, называемое экраном (масах), с помощью которого эгоизм превращается в альтруизм.
Как может произойти такое чудо, мы понять не в состоянии, до тех пор, пока не почувствуем этого на себе, поскольку совершенно невероятным кажется нам изменить основной закон природы, чтобы там, где мы даже усилием не могли ничего поделать с собой и не могли действовать, вдруг можем действовать.
В итоге человек обнаруживает, что его деяния остались прежними, и ничего не может он дать Творцу, потому что Творец совершенен и желает только наполнить совершенством человека.
А взамен безграничного наслаждения, получаемого от Творца, не может дать человек ничего, кроме мысли, что те же поступки совершает, что и ранее, но потому что радует этим Творца.
Но и эта мысль тоже не для Творца, а для пользы человека, потому что позволяет ему получать безграничные наслаждения без стыда за дармовой хлеб, ибо достиг сходства с Творцом, став альтруистом, и потому может бесконечно получать – поскольку не для себя – и потому наслаждаться.
Человек властен заставить себя что-либо сделать физически, но не в состоянии изменить свои желания, делать что-либо не ради себя. Но не зря сказано, что молитва без правильной мысленаправленности, как тело без души (тфила бли кавана, ки гуф бли нэшама), потому что действия относятся к телу, а мысль – к душе. И если человек еще не исправил своей мысли (души), того, для чего он совершает действие (тело), то само действие духовно мертво.
***********
Если бы наслаждения от ощущения Творца человек ощутил в начальном, эгоистическом состоянии, у него никогда не было бы сил расстаться с эгоизмом – просить Творца дать силу воли не наслаждаться. Как ночные бабочки, летя на огонь, погибают от него, так и человек сгорел бы в огне наслаждения, но не смог бы с ним расстаться. Каждый хоть раз в жизни ощутил свое бессилие перед большим наслаждением и, даже стыдясь самого себя, знает, что не сможет удержаться, если наслаждение больше, чем сила воли, чем осознание зла.
Поэтому в состоянии сокрытия Творца мы можем действовать, не «продаваясь» наслаждению, силой веры, что такова Его воля для нашей же пользы. Но если мы хотим совершить что-либо, наше тело сразу же требует предварительного расчета – а стоит ли это делать, потому что без цели в виде платы наслаждением оно не в состоянии работать и ищет всевозможные недостатки (авонот) в наших духовных стремлениях и оговаривает (мекатрэг) наши цели.
****************
Все земные муки, душевные страдания, стыд, порицания – все приходится переносить каббалисту в пути духовного слияния с Творцом: история Каббалы полна подобными примерами (РАШБИ, РАМБАМ, РАМХАЛЬ, АРИ и пр.)
Но как только будет в состоянии верить выше разума, т.е. вопреки своим ощущениям, что эти страдания не что иное, как абсолютная доброта и желание Творца притянуть человека к Себе, согласится с этим состоянием и не захочет сменить его на приятные для эгоизма ощущения, Творец раскроется ему во всем своем величии.
Говорится, что наше тело не что иное, как временная оболочка для спускаемой свыше вечной души, что процесс смерти и нового рождения подобен смене одежды человеком в нашем мире: как мы легко меняем одну рубашку на другую, так же легко, с точки зрения духовного мира, душа меняет одно тело на другое.
***********
Человек, не имея наслаждения в настоящем, ищет, от чего он сможет получить наслаждение в будущем, ждет, чтобы пришло уже следующее мгновение, несущее другое ощущение. Но наша работа над собой заключается именно в том, чтобы внешнее, далекое свечение вовлечь внутрь наших чувств в настоящем.
Две силы действуют на нас: страдания толкают сзади, а наслаждения устремляют, тянут вперед. Как правило, недостаточно только одной силы, одного предчувствия будущего наслаждения, потому что если для этого надо приложить усилия, то нам могут не позволить двинуться навстречу либо лень нашего тела, либо страх, что и то, что имеем, потеряем, останемся и без того, что имеем сегодня. Поэтому необходима еще сила, толкающая сзади – ощущения страданий в нынешнем состоянии.
Во всех проступках есть в корне только один проступок – стремление насладиться. Совершивший его обычно не хвастается тем, что не смог удержаться, оказался слабее внешней приманки. И только наслаждением от гнева гордится в открытую человек, потому что утверждает этим, что он прав, иначе не смог бы гордиться. И вот эта гордость мгновенно сбрасывает его вниз. Поэтому гнев есть самое сильное проявление эгоизма.
******************