Вчера читал "Четвёртый Путь" Успенского. Читал и восхищался. Привожу оттуда два изумительных, на мой вкус, отрывка. Хоть и не совсем точно по отношению к первоначальной теме, но весьма близко к тому, о чём речь на последней странице обсуждения.
В. Самовоспоминание является, по-видимому, весьма тяжелым и мрачным
переживанием. Является ли это тяжелой системой?
О. Насколько мне известно, нет тяжелых систем, есть только тяжелые люди
и тяжелые отношения, тяжелое понимание. И я не понимаю, почему
самовоспоминание должно быть мрачным и тяжелым. Это осознание того факта,
что мы спим. Если бы человек осознал, что он спит, и если бы у человека не
было возможности пробуждения, тогда, действительно, это было бы мрачным
осознанием, я вполне согласен. Но настоящая система не говорит, что вы
должны остановиться на этом; она говорит, что вы должны пытаться
пробудиться. А это совершенно другое. Я вспоминаю, что, когда впервые
услышал эту идею, я увидел много совершенно новых вещей, так как это был
ответ на все вопросы, которые у меня были, когда я изучал психологию. Таким
образом, я сразу осознал, что психология начинается в этом вопросе. Я
понял, что человек не помнит себя, но может вспомнить, если он совершит
достаточно усилий. Без самовоспоминания не может быть никакого изучения,
никакой психологии. Но если человек сознает и держит в уме, что он не
помнит себя, и что никто не помнит, и все же возможность самовоспоминания
существует, тогда начинается изучение. Вот как это должно быть понято.
Конечно, не может быть никакой радости в осознании того, что человек
является машиной и спит. Но мы не говорим о радости или страдании, мы
говорим о контроле. Мы осознаем, что мы машины, и не хотим быть машинами. Мы
осознаем, что мы спим, и хотим пробудиться. Действительная радость может
быть связана только с пробуждением или с чем-либо,' что помогает
пробуждению.
В. Но так много людей сознают себя в плохом смысле этого слова. Не
является ли это также формой самовоспоминания?
О. Нисколько. То, что называется самосознанием на английском языке,
является формой смущения или робости; это не имеет ничего общего с
самовоспоминанием.
Цель настоящей системы - привести человека к совести. Совесть - это
определенная способность, которая существует в каждом нормальном человеке.
Она является, в действительности, иным выражением сознания, только сознание
работает больше на интеллектуальной стороне, а совесть - больше на
моральной стороне: она помогает осознать, что является хорошим и что
является плохим в чьем-либо поведении. Совесть - это состояние, в котором
человек не может скрыть что-то от самого себя, и она должна быть развита в
человеке. Это развитие происходит одновременно с развитием сознания. Мы не
можем сказать, что у нас нет совести, поэтому не имеется в виду специальное
развитие чего-то, что не существует в нас. Просто в нашей жизни она
находится за кулисами, спрятанной очень глубоко в нас и спящей. В обычной
жизни она может пробудиться в какой-то момент, и когда это происходит,
особенно вначале, это всегда приносит страдание, ибо очень неприятно
сталкиваться лицом к лицу с истиной о самом себе.
Совесть в отношении к эмоциям есть то же самое, что сознание в
отношении к идеям. Может быть, для вас легче будет понять, что такое
совесть, если вы подумаете об этимологическом значении слов сознание и
совесть. Сознание означает знание, связанное вместе. Но мы не можем говорить
о всем знании, так как это было бы слишком сложно; мы можем говорить только
о всем знании, которое можем иметь относительно одного и того же предмета.
Оно должно быть связано с самоосведомленностью, поэтому сознание должно быть
вами самими, связанным со всем, что вы знаете о некоторой частной вещи.
Совесть - то же самое, только в отношении к эмоциям. Иметь момент совести
значит чувствовать сразу все то, что вы чувствуете о ком-то или о чем-то.
Если вы могли бы почувствовать все, что вы когда-либо чувствовали в
отношении к человеку, стране, дому, книге или чему-либо еще, это был бы
момент совести, и вы бы увидели, как много противоречий имеется в ваших
эмоциях. Если у вас не было такого переживания, вы не можете представить
себе, сколько различных чувств можете иметь. В состоянии совести мы видим их
все сразу. Вот почему это является таким неприятным состоянием. Совесть не
находится очень далеко, но у нас есть так много методов, чтобы предохранить
самих себя от ощущения совести, таких методов, как воображение,
отрицательные эмоции, оправдание и т. д., потому что совесть неудобна.
Вначале, когда совесть проявляется в нас, она поворачивается против
нас, и мы начинаем видеть все наши внутренние противоречия. Обычно мы не
можем видеть их, так как всегда находимся в том или другом маленьком
изолированном отделении, но совесть может наблюдать сверху и показывать вам,
что здесь вы чувствовали одну вещь, там другую вещь и где-то еще опять
совершенно иную вещь, - все по отношению к одному и тому же предмету.
Например, если мы возьмем работу, мы должны осознать, что в один момент
мы чувствуем относительно нее одно, в другой момент - совсем иное, а в
третий момент - еще что-нибудь. И мы никогда не чувствуем ее всю вместе.
Если бы мы могли чувствовать в одно и то же время все, что когда-либо
чувствовали относительно работы, мы получили бы большой удар. Это была бы
совесть. Вся наша жизнь, все наши привычные способы мышления имеют только
одну цель - избежать ударов, неприятных чувств, неприятных представлений о
самих себе. И это главное, что сохраняет нас спящими, так как для того,
чтобы пробудиться, мы не должны бояться; мы должны быть достаточно смелыми,
чтобы видеть противоречия.