Почему же не Беннетт? Похоже что Беннетт склонялся к точке зрения, что период работы Гурджиева с группами в России (описанный Успенским в ВПЧ) был чем-то вроде эксперимента - и похоже не вполне удачного - так как в дальнейшем Гурджиев сосредоточился на других методах работы с учениками.
Позвольте вам заметить quantum,
что вы несколько упрощаете дело.
Попробуйте взглянуть на те события с точки зрения некоторых принципов учения Гурджиева.
Ну, например, обратите внимание на то, что Гурджиев не экспериментировал, что называется "от фонаря", а учитывал определенные космические факторы, в соответствии с которыми он то резко увеличивал интенсивность учебы (6 недель Ессентуков), то делал перерывы, иногда значительные. Когда же обстоятельства (смена географического места и контингента учеников) круто менялись, он вообще менял внешнюю форму обучения.
Если вы думаете, что у Гурджиева все всегда было под контролем - вы ошибаетесь. А вот то, что он использовал любые обстоятельства для работы - это факт...
Гурджиев сам говорил, что он тоже делает ошибки, но, подчеркивал он, в отличие от самоучек, он всегда может исправить свои ошибки.
1. то, что он говорил Беннету - одно, в реальности так было не всегда...
надо всегда учитывать контекст, когда это было сказано..
2. вспомните его аварию - по-вашему он сам все подстроил
Что-то кажется мне, уважаемый quantum,
что книги Беннетта вы читали "по диагонали".
Отмечу, что сам Беннетт неоднократно в своих книгах указывал на то, что Гурджиев далеко не все мог контролировать, а уж в политических ситуациях совсем не разбирался...
Хотя оценки данные самим Беннеттом, например России перед 1-й мировой войной вызывают улыбку...
Но из самих же описаний сделанных Беннеттом (и иными учениками Гурджиева) деяний Гурджиева следует, что Гурджиев умел ИСПОЛЬЗОВАТЬ складывающиеся внешние глобальные обстоятельства - и благоприятные и неблагоприятные.
Цитата из Гурджиева насчет исправления ошибок относится к взаимодействию с учениками.
С аварией дело значительно тоньше.
Ближайшие к Гурджиеву люди, например Ольга Гартман, сообщают, что он предвидел аварию и саму Ольгу заставил ехать поездом, хотя обычно она возвращалась вместе с ним на машине.
Мне представляется (вслед за рядом более понимающих людей
), что Гурджиев использовал складывающуюся ситуации для создания условий для намеренного страдания.
Зачем это ему было надо - совсем другой вопрос. Воздержусь от спекуляций на эту тему.
3. почитайте в третьей серии - там он кое-что пишет довольно откровенно... и от впечатления, что все было под контролем не останется и следа (об этом кстати упоминал и сам Беннетт, написавший введение к 3-й серии).
4. Но самое главное - если вы пытались рассматривать те события (работу Гурджиева в России) "с точки зрения некоторых принципов учения Гурджиева" исходя из того, что у него было планомерное обучение учеников (в т.ч. Успенский, догматизировавший позднее полученные знания и принципы в "Систему") - то Беннетт (опираясь кстати во многом на самого Гурджиева - его работу "Вестник грядущего добра") придерживался совершенно иного мнения...
И Беннетт многое из этого понимал, достаточно почитать его книги.
Беннетт в принципе вот какой позиции придерживался:
...Похоже, Успенский не понимал, что для Гурджиева вся эта деятельность была апробацией различных техник, которые он предполагал использовать в своем Институте.
Если мы чуть продолжим эту мысль Беннетта, с учетом того, что несколько лет его жизни остались неохваченными книгой "Свидетель...", а также того, что по словам Гурджиева отчеты о своей деятельности он отсылал в некое братство (по некоторым сведениям Сармунское - вспомните его слова про "Верхнюю Бухару" из "Встреч...", а также про дервиша Бахауддина из Бухары, но не Накшбанди, во время Гурджиева Великим Мастером был Бахауддин Анкабут), то можно сделать вывод еще и такой, что он, помимо прочего, готовил "почву" для чьей-то последующей деятельности, предположительно суфийской.
то есть вы полагаете, что в период, неохваченный книгой "Свидетель", Беннетт тоже посылал отчеты куда надо??
Не совсем так, уважаемый
я полагаю, что в этот период Беннетт,
добровольно отказавшись от Кумб-Спрингс,
и после того, как Идрис Шах отказал ему в дальнейших внешних контактах,
совершил, при помощи суфийского мастера Хасана Шушуда, внутренний прорыв к свободе...
И с чего вы взяли, что "Сармунское братство" находится в средней азии?
Если вы полагаете, что вторая серия посвящена описанию реальных поисков Гурджиева - вы ошибаетесь...
Более того, уважаемый,
центральный офис
Сармунского братства и поныне находится в северном Афганистане у подножий Гиндукуша...
Отметьте, пж-ста, что о чем вторая серия я НИЧЕГО не говорил.