Сейчас я вижу ситуацию в несколько ином свете. Тем не менее, я не уверен, что и ваша позиция правильная.
Да ведь дело не в том, правильна моя позиция или нет с вашей точки зрения.
Это моя позиция (ниже попытаюсь её сформулировать в нескольких фразах). Она сформировалась в результате некоего процесса. Если угодно - исследовательского.
Ваша задача - сформировать вашу позицию.
Учтёте вы мою позицию, не учтёте - это целиком ваше дело.
Ровнер пишет: "В основе гурджиевской космологии лежит идея, что каждый процесс обречен на энтропийную деградацию и упадок, который наступает неизбежно в том случае, если в определенные моменты к нему не приложена добавочная энергия. После смерти Гурджиева этот закон работал в течение полувека, и гурджиевская «работа» все более деградировала".
Довольно туманное высказывание о законе семи.
Лично мне очень не нравится подобный стиль формулировок.
Далее, на мой взгляд, гурджиевская работа закончилась с уходом Гурджиева.
Далее:"Многие последователи Гурджиева и Успенского пошли по пути синтеза полученного ими от Гурджиева и Успенского учения с христианскими, индуистскими и суфийскими идеями и практиками, создавая различные синкретические течения, часто враждебные друг другу, которые, подобно ручьям в пустыне, неизбежно должны были быть поглощенными мертвыми песками".
Здесь тоже не могу согласиться с автором (Ровнером, конечно).
"Последователи Успенского" - это уже тупиковая ветвь. Ведь сам Успенский не добрался... До куда ж дойдут последователи?
Использовать работы Успенского в качестве отправной точки - вполне возможно, да для многих так оно и было.
Последователи Гурджиева - это несколько иное дело.
Гурджиев оставил таки им некоторые зацепки:
- он говорил ученикам, что сохранил связь со школами на Востоке - посылает / получает письма туда / оттуда;
- он говорил, что отправляет "туда" подготовленных к работе "там" некоторых учеников;
- в своих работах он даже называл места и имена;
- при внимательном чтении его работ и имении инфы о восточных школах можно найти методы, указывающие на происхождение его системы;
- кроме того, он сказал Беннетту (см. "Свидетель истории"), чтоб тот готовил путь великому учителю...
Теперь могу кратко сформулировать мою позицию:
Гурджиев - посланник восточной школы, конкретнее центрально-азиатской ветви братства Накшбанди;
в его задачи, помимо всего прочего, входила подготовка почвы для дальнейшей работы восточных школ на Западе;
"продолжение", если можно так сказать, его работы - это текущая деятельность значительного числа суфийских братств на Западе; отметьте, что очень многие западные люди отмечают при этом своё первоначальное увлечение учением "Гурджиева-Успенского";
заметим, что
вовсе не обязательно, чтобы внешние формулировки совпадали,
после вхождения "дополнительной" энергии внешняя формулировка может значительно измениться; уловить это изменение - вот это задача!
А приверженность старым формам - дело хорошо известное, но вряд ли эффективное.
Место, время, люди - один из главных принципов реальных восточных школ.
Он и положен в основу формулирования внешней формы учения того или иного братства.