В целом сон - это само бытие человека в мире множественности, а реальность - смерть в мире множественности и рождение в мире, где все представляется как Одно, где появляется внутренняя перспектива для того, чтобы увидеть условность разделения на "я" и "весь остальной мир". Чтобы увидеть, что с определенной точки зрения "я" и есть весь мир, а весь мир есть "я".
Использование параллели со сном подразумевает наличие некоего пробуждения. То есть спал-спал, а потом – бац! и проснулся. Но если рассматривать человека, чье поведение обусловлено большим количеством факторов, искажающих восприятие, то устранение ложных представлений и привычных паттернов поведения не может быть быстрым. Мы так устроены, что изменения не могут быть мгновенными. В моем представлении нет такой границы между «сном» и «явью», есть лишь бесконечная прямая (или кривая, кому как повезет, опять же) – от полного несоответствия реальности до максимальной приближенности к реальности. Можно назвать удаляющееся от реальности направление этой линии «сном», а приближающееся к реальности «пробужденностью», но абсолютные крайности никогда не будут достижимы, и границы между ними вряд ли можно определить. Мы лишь можем сопоставлять свое состояние и видение с чьим-то состоянием и видением, и понимать, где примерно мы находимся. Понятия «сна» и «не-сна» подразумевают какую-то более-менее определенную границу и весьма четкие критерии различения, поэтому мне этот образ не близок :-).
Сон можно также рассматривать как состояние, которое было специально "придумано" мирозданием для того, чтобы его преодолевать, как бытийное воплощение идеи "грехопадения Адама". Бог прекрасен и любит красоту, но будучи абсолютно совершенным Он не может познать все величие этого совершенства так, как это может познать человек, тернистым путем идущий к совершенству от сна и животного состояния. Совершенная реальность не может познать саму себя, для этого ей нужно выйти за свои пределы, посмотреть на себя с точки зрения несовершенства. Чтобы познать все величие абсолютного бытия Бога, Ему нужно посмотреть на себя глазами человека, очнувшегося от сна и достигшего реальности и знающего о том, какая пропасть лежит между этими состояниями. Можно даже предположить, что несовершенный и "неправильный" мир был специально создан Реальностью в самой себе как некий "искусственный" наблюдательный пункт.
Но основная моя гипотеза была в том, что это "несовершенство" нам дано не спроста, а для того, чтобы преодолеть его и стереть границы между несовершенным собой и совершенной Реальностью.
Эти гипотезы я прокомментировать не могу, так как ни доказать, ни опровергнуть подобные гипотезы невозможно. Я считаю, что они имеют такое же право на существование, как и любые другие теории сотворения мира. Выбор того или иного варианта, либо отказ от принятия каких-либо гипотез – это вопрос личных предпочтений :-)
Подобно тому, как человек, двигающийся по духовному пути, создает в себе некую "опорную точку" для того, чтобы смотреть на себя со стороны. Такая "опорная точка" с позиции его инстинктов и сложившегося под их влиянием образа жизни тоже является чем-то искусственным.
Насчет «опорной точки» не совсем поняла. Мы имеем некие «опорные точки» с раннего детства, это и есть те самые «навязанные» или «выученные» представления, которые потом формируют наши привычки и таким образом создают нашу личность. Можно сказать, что весьма существенная часть нас самих «сделана» из других людей. Вряд ли можно сказать, что это нечто искусственное. Про какую тогда «опорную точку», «чтобы смотреть на себя со стороны», идет речь? И с чьей стороны смотреть? И почему она – «искусственная»?