«Жизненная необходимость заставляет сознание смотреть на вещи окружающего мира, как на «орудия». Это способствует развитию эгоцентрического «я», что в свою очередь подкрепляет тенденцию в еще большей мере рассматривать мир, как «оборудование». Такое отнесение вещей к категории орудий не ограничивается взаимоотношениями с предметами, но применяется также и к взаимоотношениям людей друг с другом. Ваши служащие - это ваша собственность. Ваши отец, мать, братья, сестры много раз, если не всегда, воспринимаются как принадлежащие вам. Даже ваша дорогая жена не является исключением из этого правила: если вы тщательно пронаблюдаете за собой, вы обнаружите, что, во всяком случае, когда вы не очень размышляете над своими поступками и эгоцентричны более обычного, - и с ней также вы обращаетесь, говоря словами Хайдеггера «в контексте принадлежности» (лучше перевести у Хайдеггера – «в контексте оборудования»)
Тот, кто впервые сказал:
Сегодня братья, завтра - чужие,
Должно быть, сказал это,
Когда у него разбилось сердце.
Вы не в состоянии избавиться от поглощающей вас бездны бессердечности при помощи восклицаний: «Так не должно быть! Это невозможно!» Конечно, и другие люди относятся к вам, как к орудию. В настоящее время положение дошло до того, что человек полностью изолировал себя от мира. «Погруженный в мир», он оказывается самым одиноким, всеми покинутым, несчастным созданием. И никто, кроме него самого, не может помочь ему. Такие взаимоотношения с миром приводят его к ужасному состоянию. Противодействие следует за противодействием; куда бы он ни направился, он всюду сталкивается с сопротивлением, он везде ощущает враждебное влияние. В конце концов дело доходит до того, что как только он пробуждается на рассвете, мир обрушивается на него и на его не подготовленный к защите ум.
В борьбе против мира, в борьбе со своим одиночеством и с самим собой человек утратил ощущение полноты жизни, свойственное его детству. Он смотрит на все окружающее в контексте принадлежности, все оценивает в понятиях полезности и пригодности» – Сэкида Кацуки «Практика дзэн».
Да ведь и Христос совершенно определённо говорил: кто не будет как дитя, не войдёт в Царство Небесное.
Вернуть утраченную спонтанность, перестать различать, сравнивать и оценивать, сбросить с себя путы тех безумных ценностных стереотипов, которые навязывает нам общество; и мир, и каждый человек на нашем пути предстанут, по крайней мере начнут представать, совершенно в ином свете. Радшниш, особенно в конце своей жизни, призывал своих адептов: отбросьте всё . саньясу, все ваши ритуалы, почитания (в т.ч. и меня), не относитесь серьёзно к медитации, распорядку дня, диете и проч. Будьте спонтанными, дайте всему зажатому, прикипевшему, зашлакованному, всей вашей взрослости, выплеснуться из вас. Пойте, кричите, смейтесь, танцуйте... Любите... Дружите...