На официальном сайте И.Шаха написано следующее:
Перед своей смертью в ноябре 1996 г. Идрис Шах сообщил, что тот значительный корпус работ, который он опубликовал в течение жизни, сам по себе является курсом [обучения]. Эти труды, сказал он, следует рассматривать в качестве его преемника.
Before his death in November 1996, Shah made it known that the large body of work he published during his lifetime formed a course within itself. This work, he said, was to be regarded as his successor.
Отсюда
* * *
Можно по-разному расценивать это заявление, но вряд ли возможно сказать, что оно характерно для традиционной суфийской передачи знаний. Традиционная передача обычно требует присутствия живого человека, носителя традиции.
Уважаемый Wayter,
Возможно вам будет интересно узнать, что вы не единственный, кого обескураживает данная ситуация. Некоторое время назад (еще ДО того, как Тахир Шах разместил на сайте процитированное вами заявление) некто Виктор О. (он, вроде бы, много лет назад оппонировал вам на этом сайте, блистая эрудицией в разных областях эзотерики) в частной переписке со мной высказал убежденность в том, что миссия Идриса Шаха провалилась. Уверенность его строилась на предположении, что единственный критерий успешности миссии Шаха - преемник, равный (близкий) ему по уровню.
Однако, Шах собственными словами опровергает эти предположения о характере его миссии.
Представляется, что
оставленный корпус книг Шаха выполняет много функций.
Обо одной из них
"распределительной" - (направлять людей туда, к чему "склонно их сердце")
я уже упоминал в беседе с г-ном wayter.
Полагаю, что все участники этой беседы в той или иной мере подверглись "распределяющему" воздействию этих материалов.
Сам wayter является ярким примером работы этой функции.
Что он и не скрывает, выражая благодарность Шаху за развитие интереса к суфизму.
Но есть и иные реакции на это воздействие - например, с этим сталкиваешься на сайте, посвященном Мушкиль Гуше. Я уже давал ссылку на этот сайт в этой ветке.
Как бы там ни было - ВОЗДЕЙСТВИЕ есть, и это главное.
К примеру, из моего опыта (и изучения, и бесед с людьми как на Западе, так и на Востоке) следует, что книги этого корпуса становятся учебными материалами ряда суфийских групп.
Тот же мулла из Каср Эль Арифина на мой вопрос о миссии Шаха улыбнулся и сказал мне:
- У вас есть руководитель? Если есть, следуйте его указаниям и не занимайтесь тем, что, возможно, и привлекает ваше внимание, но для нынешнего вашего состояния не несет вам ничего полезного.
Поэтому оценки типа провалилась миссия Шаха или нет и в чем она заключалась, мне кажется врядли принесут нам какую-нибудь пользу, пока у нас нет более тонкого инструмента,
чем поверхностное обращение к тому, что уже было... что отдает не научностью, а "чистой" схоластичностью.
Возможно, нам просто не хватает времени, чтобы даже набрать "статистики", не говоря уж о большем.
Что касается "подробных инструкций как распознать реальную и подражательную суфийскую деятельность", то мне кажется
уважаемый Kaif,
вы несколько смещаете акценты - нет там таких ИНСТРУКЦИЙ!
Другое дело - там есть материал, на основании которого вырабатывается определенный подход.
И есть примеры, как этот подход работает - но примеры, хотя иногда и весьма впечатляющие, это еще не инструкции.