Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Беззавистный и безгневный  (Прочитано 8753 раз)

0 Пользователей и 11 Гостей просматривают эту тему.

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #22 : 10 ЬРп 2010, 18:52:34 »
Дело только в том, что обычно страх этот мнимый, если человек ему не поддается, то в итоге он обретает гораздо больше  (в условиях духовной школы).

Там еще один персонаж есть, Левонтий, который переступил через свой мнимый страх. В результате наутро почил. Немного же он обрел.

* * *

...вдруг будто начал слышаться разговор, и какой... самый необъяснимый: будто вошел к старцу Левонтий, и они говорят о вере, но без слов, а так, смотрят друг на друга и понимают. И это долго мне так представлялось, я уже "Верую" позабыл твердить, а слушаю, как будто старец говорит отроку: "Поди очистись", - а тот отвечает: "И очищусь".

...вдруг гляжу, отворяется дверь, и входит мой Левонтий, про которого я точно совсем позабыл. И как он вошел, сейчас старцу в ноги и говорит: "Я, отче, все совершил: теперь благослови!"
А старец посмотрел на него и отвечает: "Мир ти: почий!"
...
Я, чтобы не подать ему виду тревоги, гласно спрашиваю: "Не знаешь ли ты, где я зачерпну себе воды, чтобы лицо умыть? - а шепотом шепчу ему: - Богом живым тебя заклинаю, скорее отсюда пойдем!"

Но всматриваюсь в него и вижу, что Лева не дышит... Отошел!.. Умер!..

Взвыл я не своим голосом: "Памва! отец Памва, ты убил моего отрока!"

А Памва вышел потихоньку на порог и говорит с радостию: "Улетел наш Лева!"

Меня даже зло взяло.

poslushnic

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 106
  • Reputation Power: 1
  • poslushnic has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #21 : 10 ЬРп 2010, 01:08:01 »
Беззавистный и безгневный, а вызывает у кого гнев у кого страх)

Интересна параллель в обоих рассказах о нестандартных ситуациях, в одном случае глубокая ночь, погода в которой не то что путник, звери в лесах в своих норах сидят, и монахи все уже удобно устроились кто с библией благоговея, кто ко сну и вдруг кто-то стучит и при этом кричит что бы его услышали и впустили.
В другом случае тоже ночь, из рассказа видно что неоднократно именно ночью приходил) как тут не нарушить покой сна. Да еще со свечкой в узкую комнатушку лезет, так и до пожара не далече.

Разве нет тут некоторой мудрой юродственности, так сказать провокации для окружающих. Тут и чертям ближе будет покаяние, чем следовать за таким безгневным и беззавистливым)  

kopernick

  • Модератор
  • Бодхисаттва
  • *****
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #20 : 10 ЬРп 2010, 00:57:35 »

Можно ли сказать, что этот страх иррационален и имеет исключительно негативное влияние на жизнь человека?

А когда Гаутама боялся войти в покои к жене и увидеть своего новорожденного сына, что это был за страх? :-)

Чтобы не быть голословной, наверное, мне стоит пояснить: меня глубоко интересует этот вопрос. Мне не раз приходилось (и порой приходится) испытывать подобный страх в различных ситуациях, и, конечно, я не раз пыталась проанализировать это ощущение: откуда оно, зачем, почему, что с этим можно сделать. Я знакома с точкой зрения, распространенной среди части эзотериков: это "низменное эго" боится изменения или "уничтожения", поэтому старается убежать от людей и ситуаций, которые могут его изменить. Но меня подобное объяснение не удовлетворяет по целому ряду причин. Как минимум потому, что оно в действительности ничего не объясняет и не дает возможности работать с этим страхом. А я уверена, что в человеке нет ничего лишнего и каждый механизм в нем существует для какой-то полезной функции. И этот страх тоже для чего-то нужен :-) Просто важно понять, где его можно использовать, а где он может помешать. А для этого нужно знать, откуда он берется и с чем он связан. Может быть, то, на чем он базируется, иллюзорно и если разглядеть этот обман, то страх сам исчезнет; а может быть, иногда такой страх бывает весьма полезен?

Я не думаю,  что такой страх влияет исключительно негативно на человека. Как я понимаю, срабатывают какие-то защитные механизмы, которые предохраняют человека от опасности, стресса и т.п. переживаний. Не поддаваясь такому страху, человек, по сути, обрекает себя на страдания или, как минимум, дискомфорт, потому что ему приходится действовать непривычным для себя образом. Дело только в том, что обычно страх этот мнимый, если человек ему не поддается, то в итоге он обретает гораздо больше  (в условиях духовной школы).
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

zet

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 201
  • Reputation Power: 0
  • zet has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #19 : 09 ЬРп 2010, 22:43:18 »
Цитировать
Nihil est, quod deus efficere non possit - Для Бога нет ничего невозможного.
Ultra posse nemo obligatur - Никого нельзя обязать сверх его возможностей

« Последнее редактирование: 09 ЬРп 2010, 23:38:06 от zet »

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #18 : 09 ЬРп 2010, 22:23:25 »
Nihil est, quod deus efficere non possit

Ultra posse nemo obligatur :-)
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

zet

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 201
  • Reputation Power: 0
  • zet has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #17 : 09 ЬРп 2010, 21:05:47 »
Первым делом, спасибо автору за реально топовый тред и тему. Мне известен страх во многих проявлениях, в моем опыте его невозможно отделить от физики. То есть, это всегда берет начало в физическом теле. Не знаю, может быть, бывает и стартует в психике, а потом тело трясёт и оно уже не может - думаю, что, всё-же, это наносное, и реальный страх всегда гнездится в теле, которое чувствует много больше и знает лучше, пусть это и назвать тело-душа. Может быть самость не достаточно изучена, где она берет свое начало. Что я делаю, когда есть страх смерти. Имея в виду, что любой другой страх - это его производная. Я его гоню, периодически себя ощупывая, с вопросом, не умер ли я, то есть, думая, что сознание еще должно быть, но тогда я, по идее, физически не смогу управлять каким-нибудь отделением тела в нужном месте. Потом я обычно предпринимаю все меры медицинского характера, это понятно. Если тело замолчало, я стремлюсь заснуть. Мне трудно потерять сознание, я даже в обычный день не всегда могу просто уснуть - засыпаю, только когда уже не могу не спать. Так же трудно мне бывает проснуться. О, я бы спал всю вечность, так я думаю. Может быть это ответ не в тему. Но мы говорим о страхе. Я стремлюсь потерять сознание, потому, что обычно я потом выплываю - это надежный вариант. Еслиб не тело, еслиб я знал, что тело бессмертно или оно будет в порядке, о, я бы ничего не боялся.     

Liliya

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 85
  • Reputation Power: 0
  • Liliya has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #16 : 09 ЬРп 2010, 20:23:02 »
А я уверена, что в человеке нет ничего лишнего и каждый механизм в нем существует для какой-то полезной функции. И этот страх тоже для чего-то нужен :-) Просто важно понять, где его можно использовать, а где он может помешать. А для этого нужно знать, откуда он берется и с чем он связан. Может быть, то, на чем он базируется, иллюзорно и если разглядеть этот обман, то страх сам исчезнет; а может быть, иногда такой страх бывает весьма полезен?

На мой взгляд, любое чувство и страх в том числе, являются индикаторами определенных процессов, происходящих в сознании. Поэтому просто порекомендовать другому человеку не испытывать какие-либо чувства будет, наверное, не совсем верно. Проблема в том, что люди могут запутывать себя, давая неверную интерпретацию переживаемому чувству, неверно его осознавая. Но где-то в глубине сознания-души переживаемое чувство имеет вполне оправданную объективную причину. С чем связан страх, откуда он берется, наверное, может различаться в каждом отдельном случае. Страх может быть указателем существования своеволия, своего «я», какого-то внутреннего протеста, непослушания, являясь признаком своего рода несоответствия в самом человеке, его нежелания изменяться. В тоже время страх может быть индикатором встречи человека с чем-то «несоответствующим», и в этом случае он выполняет, наверное, объективно защитную, оберегающую функцию, призывая к бдительности. «Если бы путь был везде, тогда не было бы необходимости в мудрости и знании» и… в страхе. Мысль Руми «нет причин для страха, это лишь твой ум, заковывающий тебя в оковы», по-видимому, верна в определенном контексте, не всегда.

 Страх может указывать, как на нежелание потерять себя в одном случае, так и на  риск, возможность вернуться к этому своему «я» - в другом, как мне кажется. Отсюда меняются взаимоотношения со страхом.

(но, по-моему, это уже несколько другая тема)?)

nihil

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 212
  • Reputation Power: 2
  • nihil has no influence.
  • СЧАСТЬЕ ЭТО ПРОСТО
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #15 : 09 ЬРп 2010, 17:40:21 »
.
[/quote]

Между ними ад лежит. Один его преодолел и с той стороны призывно так машет, мол, давай, не бойся. А другой боится через огонь идти. Не готов еще. Как-то так, наверное.
[/quote]

Что бы через ОГОНЬ идти - это ж надо абсолютно обнажиться , что бы гореть нечему было, не каждый готов в раз" обнажиться", как подумаешь, сколько не обоснованных страхов возникает, и шапка ещё новая, и портки без дыр , да, и без портков, стыд один.

 Одно слово - не готов ещё, не совсем "обнищал" и "сбродяжничался". Когда обнищаешь, терять нечего - смех один, да, и только, хошь - в огонь, хошь - в холодную воду , а можно под трубы хоть "медные", хоть нефтяные , все равно "нищета казанская".


СЧАСТЬЕ ЭТО ПРОСТО ВСЁ И НИХИЛ, ВЕЗДЕ И НИГДЕ  ( Nihil est, quod deus efficere non possit )
« Последнее редактирование: 09 ЬРп 2010, 17:54:34 от nihil »

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #14 : 09 ЬРп 2010, 15:08:36 »
Страх, прежде всего. Страх перед новым, неизведанным, страхи потери себя + нежелание покидать привычную зону комфорта. Так мне кажется.

Например, боязнь расстаться с какими-то привычками, наклонностями, особенностями поведения и т.п.

Можно ли сказать, что этот страх иррационален и имеет исключительно негативное влияние на жизнь человека?

А когда Гаутама боялся войти в покои к жене и увидеть своего новорожденного сына, что это был за страх? :-)

Чтобы не быть голословной, наверное, мне стоит пояснить: меня глубоко интересует этот вопрос. Мне не раз приходилось (и порой приходится) испытывать подобный страх в различных ситуациях, и, конечно, я не раз пыталась проанализировать это ощущение: откуда оно, зачем, почему, что с этим можно сделать. Я знакома с точкой зрения, распространенной среди части эзотериков: это "низменное эго" боится изменения или "уничтожения", поэтому старается убежать от людей и ситуаций, которые могут его изменить. Но меня подобное объяснение не удовлетворяет по целому ряду причин. Как минимум потому, что оно в действительности ничего не объясняет и не дает возможности работать с этим страхом. А я уверена, что в человеке нет ничего лишнего и каждый механизм в нем существует для какой-то полезной функции. И этот страх тоже для чего-то нужен :-) Просто важно понять, где его можно использовать, а где он может помешать. А для этого нужно знать, откуда он берется и с чем он связан. Может быть, то, на чем он базируется, иллюзорно и если разглядеть этот обман, то страх сам исчезнет; а может быть, иногда такой страх бывает весьма полезен?
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

kopernick

  • Модератор
  • Бодхисаттва
  • *****
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #13 : 09 ЬРп 2010, 12:01:24 »
страхи потери себя

Звучит на первый взгляд просто, но ведь порой слова есть, а явления, обозначаемого ими, и не существует. Что же это за страх такой - страх потери себя?

Например, боязнь расстаться с какими-то привычками, наклонностями, особенностями поведения и т.п.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #12 : 08 ЬРп 2010, 23:52:53 »
Параллельные места.

Об истинной и совершенной радости Св. Франциска

«Но какова же истинная радость? Я возвращаюсь из Перуджи и глубокой ночью прихожу сюда, и зима слякотная и до того холодная, что на рубашке намерзают сосульки и бьют по голеням и ранят так, что выступает кровь. И весь в грязи и во льду, замерзший, я подхожу к дверям, и после того, как я долго стучал и кричал, подходит брат и спрашивает: «Кто там?» Я отвечаю: «Брат Франциск». А он отвечает: «Иди прочь, уже поздний час; не войдешь». И когда я продолжаю настаивать, отвечает: «Иди прочь, ты простак и неграмотен, не подходишь нам». А я все стою под дверью и говорю: «Из любви к Богу приютите меня этой ночью». А он ответит: «Не буду. Поди в обитель к крестоносцам и там попроси». Говорю тебе, что, если сохраню терпение и не разгневаюсь, вот в этом и есть истинная радость, и истинная добродетель и спасение души».


Н. Лесков. Запечатленный ангел

Тогда я подбежал сбоку к старичку и говорю:
"Доброчестный человек!"
А он отзывается:
"Что тебе?"
"Куда ты нас ведешь?"
"Я, - говорит, - никого никуда не веду, всех господь ведет!"
И с этим словом вдруг остановился: и я вижу, что пред нами низенькая стенка и ворота, а в воротах проделана малая дверка, и в эту дверку старичок начал стучаться и зовет:
"Брате Мирон! а брате Мирон!"
А оттуда дерзый голос грубо отвечает:
"Опять ночью притащился. Ночуй в лесу! Не пущу!"
Но старичок опять давай проситься, молить ласково:
"Впусти, брате!"
Тот дерзый вдруг отчинил дверь, и вижу я - это человек тоже в таком же колпаке, как и старичок, но только суровый-пресуровый грубитель, и не успел старичок ноги перенести через порог, как он его так толкнул, что тот мало не обрушился и говорит:
"Спаси тебя бог, брате мой, за твою услугу".
"Господи! - помышляю, - куда это мы попали", - и вдруг как молонья меня осветила и поразила.
"Спасе премилосердый! - взгадал я, - да уж это не Памва ли безгневный! Так лучше же бы, - думаю, - я в дебри лесной погиб, или к зверю, или к разбойнику в берлогу зашел, чем к нему под кров".
...
"Нет, скажи, - говорю, - мне: как твое имя?"
А он, как совсем бы ему не соответствовало, бабственною погудкою говорит:
"Зовут меня зовуткою, а величают уткою", - и с этими пустыми словами пополоз было со свечечкою в какой-то малый чулан, тесный, как дощатый гробик, но из-за стены на него тот дерзый вдруг опять закричал:
"Не смей огня жечь: келью сожжешь, по книжке днем намолишься, а теперь впотьмах молись!"
"Не буду, - отвечает, - брате Мирон, не буду. Спаси тебя бог!"
И задул свечку.
Я шепчу:
"Отче! кто это на тебя так грубительно грозится?"
А он отвечает:
"Это служка мой Мирон... добрый человек, он блюдет меня".

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #11 : 08 ЬРп 2010, 22:34:36 »
Подобно лирическому герою рассказа Джеффри Ротшильда. http://sufimag.files.wordpress.com/2008/08/n1_leto2004_4q.pdf
Видимо те же механизмы включились.

А что это за механизмы?

Страх, прежде всего. Страх перед новым, неизведанным, страхи потери себя + нежелание покидать привычную зону комфорта. Так мне кажется.

Между ними ад лежит. Один его преодолел и с той стороны призывно так машет, мол, давай, не бойся. А другой боится через огонь идти. Не готов еще. Как-то так, наверное.

Liliya

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 85
  • Reputation Power: 0
  • Liliya has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #10 : 08 ЬРп 2010, 20:36:35 »
Интересно, почему беззавистность и безгневность святого старца вызвала у героя такой страх, что он строит планы побега, притом что сам глубоко верующий?

...пред Содетелем, такую любовь создавшим...

Возможно, осознание того, что в нем «такой любви» нет? Любви, когда для человека становится также как для Бога: «Этих – в Ад, и Мне все равно; а этих – в Рай, и Мне все равно».

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #9 : 08 ЬРп 2010, 17:07:55 »
страхи потери себя

Звучит на первый взгляд просто, но ведь порой слова есть, а явления, обозначаемого ими, и не существует. Что же это за страх такой - страх потери себя?
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

kopernick

  • Модератор
  • Бодхисаттва
  • *****
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Беззавистный и безгневный
« Ответ #8 : 08 ЬРп 2010, 16:23:07 »
Подобно лирическому герою рассказа Джеффри Ротшильда. http://sufimag.files.wordpress.com/2008/08/n1_leto2004_4q.pdf
Видимо те же механизмы включились.

А что это за механизмы?

Страх, прежде всего. Страх перед новым, неизведанным, страхи потери себя + нежелание покидать привычную зону комфорта. Так мне кажется.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100