По мере углубления к основам сознания, человек обнаруживает удивительную вещь: опор никаких и не нужно, достаточно самого сознания. Достаточно его держать чистым от того, что буддисты называют аффектами. Это в конце концов превращается из отрицательной практики устранения - в положительную, укрепления в чистоте сознания.
Однако, вихри воспринимаемого, бывает, захватывают человека и ему трудно сохранить душевное равновесие. Например, в писаниях Свв. Отцов есть такой момент: иногда бесы специально дают человеку вИдение грехов людей с тем, чтобы он отчаялся. И они, Отцы, говорят, что единственное средство в этом случае - изо всех сил углубиться в сердце с молитвой, изгоняя все другие помыслы. В этом плане, например, зикр даёт прекрасную внутреннюю опору чтобы не быть опрокинутым этими вихрями. Да, зикр это опора, но она такова, что в конце концов приводит к освобождению ото всех опор, поскольку приводит к постепенному очищению сознания.
Без сомнения также, что эта искомая опора без опор, когда уже просто нечего выводить из равновесия, отнюдь не является конечной целью в духовной практике, хотя на этой стадии можно прекрасно застрять. Просто дальше уже начинается совсем другая история, в которой вопрос о душевном равновесии просто перестаёт быть актуальным.
Можно также сказать, что с определённой точки зрения, эта стадия очищения, прихода к состоянию "опоры без опор" - это "крещение водой", о которой говорил Иисус (не настаиваю, что Он имел в виду действительно это), тогда как дальше следует - крещение огнём или Духом Святым.
Прошу прощения, что не сдержал "поток красноречия".
Вероятно, пора принимать вяжущее.