Противопоставлять сознательность и наличие учителя нет никаких оснований. Сознательность в гурджиевском смысле, пожалуй, и невозможна без квалифицированной помощи со стороны тех людей, которые уже "убежали из тюрьмы". Насчет того, что все нужно проверять самому, говорил и Будда, но это никак не отменяет важность учителя в буддизме.
Согласен с Вами, противопоставлять не стоит.
Вот интересная точка зрения:
今世修道者,皇皇然搜经典、求秘诀,而不明真机所在,真理亦昧。
В настоящее время совершенствующиеся исследуют древние трактаты, жадно разыскивают ключ к секретам, да не видят где находится секрет истины, правда тщательно спрятана.
未立定真革命实行之决心(真革命者,先洗革自己之性命,然后革他人之生命也。),仍于事无济耳。
Принимая решение изменить жизнь, реализуя высшее становление истины (правильно изменяющий жизнь, следуя жизненным правилам сначала очищает себя, а потом спасает других людей.), нельзя также заниматься помощью.
抑知大道极简易,衢人皆能知行,但问其心之诚否。
Принуждать к знанию высшего пути крайняя примитивность, заблуждающийся человек всё знает, однако в душе не искреннен.
诚则立跻圣域,不诚则终身凡夫。
Искренность пример восхождения к прозрению, неискренность пример жизни заурядной личности.
... ... 恐人误解,打破迷语,取儒、道、释、耶、回各教经典之精华及不轻传口授秘诀,笔述心传。
Заблуждающийся человек боится, ломать заблуждение, овладевать учением, боится пути и освобождения, классические трактаты не научат изменившего себе, не облегчит передачу самого лучшего личное обучение секретам, письменно уверяю .
《性命法诀全书》序
(Секрет правильной жизни, полный текст) предисловие.
Чжао Би чэнь 赵避尘 (даосское имя 顺一子 "Учитель следующий единому"), изучал военные искусства, завершал обучение алхимии у Ляо жаня 了然 и Ляо куна 了空 - двух чаньских наставников, да и сам он в конце концов известен как "Старец с тысячи пиков" 千峰老人 в даосской школе Лун мэнь пай 龍門派 - патриарх 11-го поколения.