Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфизм и дионисийство (наброски)  (Прочитано 23811 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
В антиутопии Джорджа Оруэлла "1984" показан страшный и крайне идеологизированный - "аполлонический" - мир, руководимый партией, которая больше всего боится естественных человеческих проявлений. Страсть считается "мыслепреступлением".

Главный герой думает:

"Я ненавижу чистоту, ненавижу благонравие. Хочу, чтобы добродетелей вообще не было на свете";
"...животный инстинкт, неразборчивое вожделение - вот сила, которая разорвет партию в клочья".



Софи Лорен в зале заседания Верховного Совета СССР, 1965 год.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #81 : 13 РЯаХЫп 2013, 22:07:35 »
[Возможная связь: Ницще  ("Так говорил Заратустра") и дионисийство / суфизм, особенно персидская традиция опьяненности, связанная с зороастризмом. Также: Халладж - жертва и божество тождественны]


То, что с босяцким самодовольством выговаривал Штирнер, исходя из тожественной посылки, Ницше колеблется изречь: порой мы встречаем в его текстах точки — там, где связь мысли подсказывает: «я — бог». Итак, это положение было для него неизреченным и мистическим: еще владел им Дионис. Ибо религия Диониса — религия мистическая, и душа мистики — обожествление человека, — чрез благодатное ли приближение Божества к человеческой душе, доходящее до полного их слияния, или чрез внутреннее прозрение на истинную и непреходящую сущность я, на «Самого» в я («Атман» браманской философии). Дионисийское исступление уже есть человекообожествление, и одержимый богом — уже сверхчеловек...
<...>
Но особенность Дионисовой религии составляет отожествление жертвы с богом и жреца с богом. Типы богоборцев в круге дионисийских мифов сами приемлют Дионисов облик. Страдая, они мистически воспроизводят страдания от них пострадавшего.

 Вяч.Иванов. Ницше и Дионис.

Источник

"...связь мысли подсказывает: «я — бог»
...особенность Дионисовой религии составляет отожествление жертвы с богом и жреца с богом" - напоминает историю суфийского мученика Мансура ал-Халладжа, который провозгласил "Я - Истина (бог)".

Выглядит как некий повторяющийся сюжет, архетип или метафора, окрашивающая жизненный путь и учение некоторых мистиков.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #80 : 02 РЯаХЫп 2013, 21:29:21 »
Не может не удивлять, насколько малое количество исследователей уделяют внимание проблематике Аполлона и Диониса, и речь, разумеется, идет вовсе не об ограниченной сфере эстетики. Я прихожу к убеждению, что разобраться в этом означает получить некое посвящение, обрести ключи к древним мистериям, полностью преобразить свою экзистенцию. Аполлонический Логос, Дионисийский Логос, Логос Кибелы, Логос Силена, аполлоновская энантиодромия, таинство четырнадцати (мистерия воскрешения), архитектура дионисийского культа (сакральный круг, диалогическое единство, размыкание круга, изгнание Диониса), аполлонизм Платона, антиплатонические настроения Ницше, связь Силена с Кибелой, открытие Логоса русской философии, тонкая взаимосвязь между Софией (софийным Логосом) и хайдеггеровским Dasein`ом, духовная антропология и преодоление «ветхого человека», адепты философии Другого Начала и т.д. – все это оказалось в центре моих интеллектуальных и духовных медитаций (или, как мог бы сказать Пьер Адо, «упражнений»)...

Н.Сперанская
FB

во как... )
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #79 : 11 ЬРавР 2013, 22:23:12 »
Заратустра есть не что иное, как один из прообразов Диониса, в котором Ницше прославляет его. Подобно солнцу (Дионису), Заратустра должен спуститься под землю и принести свет в царство мертвых. <...>

Сверхчеловек – это дионисийский человек, человек как натянутый канат, мост, стрела желания, танцующая звезда, человек становления и его полноты.
 
 Фридрих Юнгер. «Ницше»

Источник


* * *

С самого «Рождения трагедии» Ницше уже не покидал сферу дионисийского. Она для него – лабиринт Минотавра и розовый сад Мидаса. Все глубже и глубже проникает он туда.
 
 Ф.Юнгер

* * *

Могущественный импульс Фридриха Ницше обратил меня к изучению религии Диониса.
 
 Вяч.Иванов.
« Последнее редактирование: 08 РЯаХЫп 2013, 03:06:46 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

margo

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 30
  • Reputation Power: 0
  • margo has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #78 : 08 пЭТРап 2013, 01:29:41 »
Да ,скорее всего ошибка переводчика. Не буду грешить на Эрнста.

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #77 : 08 пЭТРап 2013, 01:21:04 »
  Из-за таких ляпов в общеизвестных фактах у меня часто возникает вопрос стоит ли читать и доверять информации этой книги?
Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана.

Из Википедии. Где тут Адам?

Спасибо за подсказку, действительно ляп. Я не обратил внимания, поскольку правильный перевод названия праздника в данном контексте никакой роли не играет. Конечно, досадно, но я бы не грешил на Эрнста, это может быть ошибка переводчика, редактора, верстальщика и т.д. Можно при случае свериться с английской редакцией, кажется, я видел эту книгу в нашей библиотеке.

margo

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 30
  • Reputation Power: 0
  • margo has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #76 : 08 пЭТРап 2013, 01:07:33 »
  Из-за таких ляпов в общеизвестных фактах у меня часто возникает вопрос стоит ли читать и доверять информации этой книги?
Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана.

Из Википедии. Где тут Адам?

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #75 : 07 пЭТРап 2013, 12:26:02 »

Дионисийское искусство - музыка. Важность музыки в суфизме. (Флейта, кстати, в обоих случаях - один из основных инструментов).

Пляски Диониса - и энергичные движения во время сэма.

Другой связанной с суфизмом группой, которая получила известность на Западе, является марокканское объединение Masters Musicians of Jajouka.
<...>
Сто лет назад финским антропологом и востоковедом Эдуардом Вестермарком (1862-1939) впервые была выдвинута теория, согласно которой дикарская марокканская музыка, исполняемая на многоствольной тростниковой флейте, каким-то образом связана с античными греческими мистериями Диониса. Эта теория, похоже, подтверждалась ритуальными танцами, представляющими животных и одержимость духами, которые исполняются во время мусульманского праздника Ид аль-адха.
<...>
Связь группы из Джаджуки с суфизмом покоится на их наследственном занятии в качестве смотрителей и музыкальных исполнителей при древней гробнице Сидх Ахмед Шаха, местного центра паломничества...

Карл Эрнст. Суфизм
« Последнее редактирование: 08 пЭТРап 2013, 01:21:46 от годидзе »

damovoj

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 75
  • Reputation Power: 2
  • damovoj has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #74 : 04 бХЭвпСап 2012, 20:43:23 »
Там же:

     Культ Диониса в своей первоначальной форме был варварским и во многих отношениях отталкивающим. Однако не в этом первоначальном виде он оказал влияние на философов, а в одухотворенной форме, приписываемой Орфею, в аскетической форме, ставящей на место физического духовное опьянение.
Орфей – неясная, но интересная фигура. Одни утверждают, что он был реальной личностью, другие считают его богом или воображаемым героем. Согласно традиции, Орфей, как и Вакх, пришел из Фракии, но, по-видимому, более вероятно, что он (или движение, связанное с его именем) пришел с Крита. Несомненно, что орфические доктрины содержат многое, имеющее, по-видимому, своим первоисточником Египет, а влияние Египта на Грецию осуществлялось главным образом через Крит. Говорят, что Орфей был реформатором, которого разорвали на куски бешеные менады, побужденные к этому вакхической ортодоксией. Склонность Орфея к музыке не столь заметна в ранних формах легенды по сравнению с более поздними. Первоначально он был жрецом и философом.
Чем бы ни было учение самого Орфея (если он существовал), учение орфиков хорошо известно. Они верили в переселение душ; они учили, что в будущем душу ожидает либо вечное, либо временное страдание от пыток в зависимости от их образа жизни здесь, на земле. Они стремились к «очищению», отчасти путем церемонии очищения, отчасти путем избежания осквернения. Наиболее правоверные из орфиков воздерживались от животной пищи, исключение составляли только ритуалы (когда пища принималась сакраментально). Они считали, что человек – отчасти земное, а отчасти небесное существо; благодаря чистой жизни небесная часть возрастает, а земная часть убывает. В конце концов человек может стать единым целым с Вакхом и называться «Вакх». У орфиков существовала разработанная теология, согласно которой Вакх был рожден дважды: первый раз от своей матери Семелы, а второй – из бедра своего отца Зевса.
Существует много форм дионисийского мифа. В одном из мифов Дионис является сыном Зевса и Персефоны; будучи еще мальчиком, он был разорван на куски Титанами, которые сожрали всю его плоть, за исключением лишь сердца. Одни говорят, что сердце было отдано Зевсом Семеле, другие – что сам Зевс проглотил его. Во всяком случае, это привело к вторичному рождению Диониса. Разрывание дикого животного и пожирание его сырого мяса вакханками рассматривалось как воспроизведение того, что сделали Титаны с самим Дионисом, и животное, в известном смысле, выступало как воплощение бога. Титаны были земного рождения, но после того, как они съели бога, они стали обладателями божественной искры. Так же и человек – отчасти земное, отчасти небесное существо, и вакхические ритуалы способствуют приближению его к полной божественности.
Еврипид вкладывает в уста орфического жреца следующее поучительное признание:

Сын Зевса, Дионис, я – у фиванцев.
Здесь некогда Семела, Кадма дочь,
Меня на свет безвременно явила,
Поражена Зевесовым огнем.
Из бога став по виду человеком,
Я подхожу к струям родимых рек.
Вот матери-перунницы могила:
У самого дворца обломки дома
Еще курятся, – в них еще живет
Огонь небесный, Геры горделивой
На мать мою неугасимый гнев…
Спасибо Кадму: сделал неприступным
Он дочери святилище; его
Со всех сторон я скрыл и винограда
Кистями нежной зелени обвил.
Покинув пашни Лидии златой,
И Фригию, и Персии поля,
Сожженные полдневными лучами,
И стены Бактрии, и у мидян
Изведав холод зимний, я арабов
Счастливых посетил и обошел
Всю Азию, что по прибрежью моря
Соленого простерлась: в городах
Красиво высятся стенные башни,
И вместе грек там с варваром живет.
 
В гробницах были найдены орфические таблички, содержащие поучения душе умершего относительно того, как найти ей дорогу в потусторонний мир и что говорить, для того чтобы доказать, что она достойна спасения. Эти таблички разбиты и неполны; наиболее полная из них (Петелийская табличка) содержит следующее:
 
Ты найдешь слева от дома Гадеса источник,
Рядом с ним стоит белый кипарис.
К этому источнику близко не подходи.
Но ты найдешь другой около Озера Памяти,
Холодные воды несущий, и перед ним стоит стража.
Скажи: «Я дитя Земли и Звездного Неба,
Но род мой – только от Неба. Об этом вы знаете сами.
И вот я, жаждой томим, погибаю. Дайте скорее
Холодной воды, текущей из Озера Памяти».
И сами они дадут тебе испить из святого источника,
И после этого среди других героев ты место получишь…
 
В другой табличке говорится: «Привет тебе, пережившему страдание… Из человека ты стал Богом». И еще в другой: «Счастлив и блажен ты, которому суждено из смертного стать Богом».
Источник, из которого душа не должна пить, – это Лета, приносящая забвение; другой источник – Мнемосина, память. В потустороннем мире душа, если она жаждет спасения, не должна ничего забывать. Напротив, она должна приобрести память, превосходящую естественную.
Орфики были аскетической сектой, вино для них – только символ, как позднее причастие для христиан. Искомое ими опьянение – это «энтузиазм», союз с богом. Они думали, что таким путем приобретают мистическое знание, недостижимое обычными средствами. В греческую философию этот мистический элемент принес Пифагор, такой же реформатор орфизма, каким был Орфей по отношению к религии Диониса. От пифагорейцев орфический элемент перешел в философию Платона, а от него – в ту более позднюю философию, которая была уже полностью религиозной.
 Некоторые явно вакхические элементы сохранились всюду, где орфизм имел влияние. Одним из таких элементов был феминизм. Его много у Пифагора, а у Платона элемент феминизма привел даже к требованию полного политического равноправия для женщин. «Женский пол, – говорит Пифагор, – по своей природе более благочестив». Другой вакхический элемент состоит в уважении к сильной страсти. Греческая трагедия выросла из ритуалов Диониса. Особенно Еврипид чтил двух главных богов орфизма: Диониса и Эроса. Он не уважал холодного и самодовольного, благонравного человека, которого в его трагедиях обычно сводили с ума или как-либо иначе ввергали в беду боги, возмущенные его богохульством.

damovoj

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 75
  • Reputation Power: 2
  • damovoj has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #73 : 04 бХЭвпСап 2012, 20:36:33 »
Отрывок из работы Б.Рассела "История западной философии":

     Однако в Древней Греции мы можем найти много такого, в чем мы могли бы усматривать религию в принятом у нас смысле слова. Эта религия связана не с олимпийскими богами, а с Дионисом, или Вакхом. Это имя, вполне естественно, вызывает в нашем сознании образ бога с сомнительной репутацией – бога вина и пьянства. Но тот путь, каким из культа Вакха возник глубокий мистицизм, оказавший столь большое влияние на многих философов и даже сыгравший свою роль при формировании христианской теологии, весьма примечателен и должен быть понят всяким, кто желает изучить развитие греческой мысли.


Дионис, или Вакх, был первоначально фракийским богом. Фракийцы были гораздо менее цивилизованны, чем греки, относившиеся к фракийцам как к варварам. Как и у всех народов с примитивным земледелием, у фракийцев существовали свои культы плодородия, а также бог, способствующий плодородию. Имя этого бога – Вакх. Никогда не было совершенно ясно, выступал ли Вакх в образе человека или быка. Когда фракийцы научились делать пиво, состояние опьянения они стали представлять как божественное и воздавать хвалу Вакху. Когда же позднее они познали вино и стали его употреблять, поклонение Вакху возросло еще более. Его функция способствовать плодородию вообще стала отчасти подчиненной его новой функции, связанной с виноградом и божественным безумием, порождаемым употреблением вина.


Неизвестно, когда культ Вакха был перенесен из Фракии в Грецию; по-видимому, это произошло незадолго до начала исторической эпохи. Этот культ Вакха был встречен ортодоксией враждебно, но тем не менее он укоренился в Греции. В нем содержалось большое количество варварских элементов, вроде разрывания на куски диких животных и поедания их целиком в сыром виде. Он содержал в себе также любопытный элемент феминизма. Благородные матроны и девушки, собравшись большими группами, проводили целые ночи на открытых холмах в танцах, вызываемых экстазом, и в упоении, отчасти алкогольном, но главным образом мистическом. Эта практика весьма раздражала мужей, но они не осмеливались идти против религии. Еврипид в своем произведении «Вакханки» изобразил красоту и варварство этого культа.


Поклонник Вакха восстает против благоразумия. В физическом или духовном опьянении он вновь обретает уничтоженную благоразумием интенсивность чувства, мир предстает перед ним полным наслаждения и красоты, его воображение вдруг освобождается из тюрьмы повседневных забот. Культ Вакха породил так называемый «энтузиазм», этимологически означающий вселение бога в поклоняющегося ему человека, который верит в свое единство с богом. Этот элемент опьянения, некоторый отход от благоразумия под влиянием страсти имеет место во многих величайших достижениях человечества. Жизнь была бы неинтересной без вакхического элемента, но его присутствие делает ее и опасной. Благоразумие против страсти – это конфликт, проходящий через всю историю человечества. И это не такой конфликт, при котором мы должны становиться целиком на сторону лишь одной из партий.


Грубо говоря, трезвая цивилизация в сфере мышления тождественна науке. Но наука в чистом виде не удовлетворяет человека, люди нуждаются также в страсти, в искусстве и в религии. Наука может ограничить знание известными пределами, но она не должна и не может ставить пределы воображению. Среди греческих, как и среди позднейших философов некоторые тяготели к науке, другие – к религии, последние прямо или косвенно многим обязаны религии Вакха. Особенно это относится к Платону, а через него это влияние распространилось на те более поздние движения мысли, которые в конце концов воплотились в христианской теологии.

 

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #72 : 04 бХЭвпСап 2012, 12:34:03 »
Похоже Бернхард -" реальный мистик"! :) И строгий такой - "только при помощи ключевого слова "дионисийское" - и никак иначе!Хорасанец,то же мне. :) Как раз в 1926 году дионисизм цвел пышным цветом в Германии и России - во всей красе.Именно Это - одно из лиц Диониса - разнузданность и мрачный восторг погружения в хаос всеразрушения.У этого чувака(Диониса),по отдельности,мало приятное лицо,не зря греки создали целый пантеон богов и прочих противовесов на все случаи.(Хотя,может у мистиков все по другому устроено внутри?) :) На мой взгляд,всё "мифологическое сообщество" можно рассматривать как проекцию внутреннего мира человека,где Диониса сдерживает Аполлон,тому помогает Афродита,всех упасает вроде как бы всесильный Зевс.
« Последнее редактирование: 04 бХЭвпСап 2012, 12:50:46 от iv2259 »
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #71 : 26 РТУгбвР 2012, 22:37:41 »
Мистическое и дионисийское

[Характеристика, предложенная ] "в 1926 г. Бернхардом Швейцером:

"Мистическим" мы называем такую форму миропознания, одну из основных форм взаимодействия с вещами, которую в соответствии с ее особым содержанием, можно охарактеризовать только при помощи ключевого слова "дионисийское".


Карл Кереньи.Дионис.Прообраз неиссякаемой жизни.М."Ладомир".2007.С.37.

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #70 : 25 РТУгбвР 2012, 17:22:53 »



Дионисийское искусство - музыка. Важность музыки в суфизме. (Флейта, кстати, в обоих случаях - один из основных инструментов).


"... сатиры распевали... - "давильную песнь"... это была "песнь, сопровождавшая давление винограда, которая, как и само давление, заключала в себе растерзание Диониса"... При перечислении мелодий, исполняемых на флейтах, среди различных жалобных песней встречается и ..., "давильная песнь для флейт".

Карл Кереньи.Дионис.Прообраз неиссякаемой жизни.М."Ладомир".2007.С.58, 59.


Напомнило мне начало "Маснави" Дж. Руми - вполне жалобная "давильная песня" :

Прислушайся к голосу флейты - о чем она плачет, скорбит?
 О горестях вечной разлуки, о горечи прошлых обид:
"Когда с камышового поля был срезан мой ствол пастухом,
 Все стоны и слезы влюбленных слились и откликнулись в нем,
К устам, искривленным страданьем, хочу я всегда припадать,
 Чтоб вечную жажду свиданья всем скорбным сердцам передать.
В чужбине холодной и дальной, садясь у чужого огня,
 Тоскует изгнанник печальный и ждет возвращения дня.
Звучит мой напев заунывный в собранье случайных гостей,
 Равно для беспечно-счастливых, равно и для грустных людей.
Но кто бы - веселый иль грустный - напевам моим ни внимал,
 В мою сокровенную тайну доселе душой не вникал.
Хоть тайна моя с моей песней, как тело с душою, слиты -
 Но не перейдет равнодушный ее заповедной черты.
Пусть тело с душой нераздельно и жизнь их в союзе, но ты
 Души своей видеть не хочешь, живущий в оковах тщеты..."
...
 Стон флейты - могучее пламя, не веянье легкой весны,
 И в ком не бушует то пламя - тому ее песни темны.
Любовное пламя пылает в певучей ее глубине,
 Тот пыл, что кипит и играет в заветном, пунцовом вине.
Со всяким утратившим друга лады этой флейты дружны,
 И яд в ней, и противоядье волшебно соединены.
В ней песнь о стезе испытаний, о смерти от друга вдали,
 В ней повесть великих страданий Меджнуна и бедной Лейли.
Приди, долгожданная, здравствуй, о сладость безумья любви!
 Верши свою долю и властвуй, в груди моей вечно живи!
И если с устами любимой уста я, как флейта, солью,
 Я вылью в бесчисленных песнях всю жизнь и всю душу свою.

Пер. В.Державина

 
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Бес - урод - шут
« Ответ #69 : 06 РЯаХЫп 2012, 14:22:58 »
http://ec-dejavu.ru/u/Urod.html   "...Характерные для периода XVIII династии представления о Бесе как носителе доброго начала, защитнике и покровителе проявились в его иконографии. У Беса смешной вид, доброе выражение лица. Такие Бесы изображены на деревянных рельефах кровати из гробницы родителей царицы Тии. На скарабее этого времени в руках у Беса бубен, так как он бог радости и веселья, под аккомпанемент которого пляшут в безудержном танце. Но бубен не только музыкальный инструмент, но и оружие, помогающее в борьбе со злыми силами. 
      Вероятно, Новым царством следует датировать скарабеи с изображением Беса, тянущего из большого сосуда вино. Эти изображения связаны с представлением о Бесе как "вакхическом божестве". В мифе о возвращении Хатор-Тефнут из Нубии в качестве спутников пьяной львицы упоминается Бес.
 
 
                   
     
 
      Благодаря своим апотропеическим функциям, Бес среди немногих богов сохранился в амарнской религии. В Ахетатоне найдены разнообразные бусы, подвески, амулеты, скарабеи с фигурой бога-уродца. В ахаменидский период выражение лица бога утрачивает былое добродушие и становится злым и агрессивным; воинственные черты в характере Беса  делаются доминирующими, его всегда изображали с оружием.
 
      Культ Беса, приняв некоторые аспекты античных богов, сохранился и в греко-римском Египте. Для этого времени характерны сюжеты, изображающие Беса, его супругу и детей.       
 
        Почитание Беса, имевшее место на протяжении длительного времени, претерпев ряд изменений, проникло в первые века новой эры даже в христианскую иконографию 1.
 
                                                          * * *
 
                  Маска отражает мезоамериканскую концепцию дуальности мира: жизнь-смерть height=155
 
        Египетский Бес с бубном в руках изображал и самого бога, и  жреца, исполняющего в ритуале функцию бога. В ритуале бога-животного заменяет шаман в маске животного, в его шкуре, с его именем и повадками. При этом маска могла сливаться с лицом  не только на изображениях, не только в ритуале (например, во время камлания шамана), но и в жизни. На "роль" Беса избирался похожий на Беса. Это не означает, что жрец должен должен был походить на льва. Внешнее отличие от обычных людей, уродство могло служить заменой, синонимом похожести=божественности.
   
    Если в советское время артистам, игравшим Ленина, запрещали в другое время исполнять комические роли, то в Египте, в период XVIII династии, Бес-жрец и в "свободное время" должен был оставаться веселым, добродушным и пьяным, а в ахаменидский период, напротив, злым, воинственным, вечно бряцающим оружием. Хотя, с другой стороны, воинственность никогда не исключала веселье и пьянство.
 
        Не похожий на других, уродливый, мудрый, его веселье агрессивно и агрессия всегда в форме осмеяния, тот, кто всегда на границе - между жизнью и смертью, божественным и профанным, незнанием и знанием, тот, кто помогает разродиться земле, женщине и незнающему. Это портрет шута,трикстера, юродивого.В разное время, в разных культурах функции шута могли  отличаться, но  практически  неизменным  оставалось его уродство или некая маска (жест, речь, поведение в целом), которая заменяла шуту физическое уродство."
     
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #68 : 31 ЬРавР 2012, 11:04:09 »
      ;D  Взгляд трезвенника :                                                                                                   "Показательно, что «мужские» участники свиты Диониса требуют полной видовой трансформации — сатир хвостат, у него специфическое строение лица и звериные уши. Менада же внешне ничем не отличается от обычной женщины, кроме размашистых плясовых движений и допуска к таким дионисийским атрибутам, как плющ, виноград, вино, музыкальные инструменты и т.д." -  http://ec-dejavu.ru/d-2/Dionysus.html  -                  -"Плутарх в «Застольных беседах» пишет: «Так и философы, погружаясь за столом в диалектические тонкости, докучают остальным, которые не могут за ними следовать, и те, в свою очередь, обращаются к каким-то песенкам, пустой болтовне, пошлым и площадным речам: забыта цель застольного общения, и Дионис в обиде. Когда Фриних и Эсхил стали вводить в трагедию мифы страсти, им говорили: "При чем здесь Дионис?" Так и мне часто приходилось сказать тем, кто навязывает симпосиям софистические ухищрения: "Дружище, при чем здесь Дионис?" Распевать так называемые сколии вокруг винной чаши, возложив на себя венки, которые знаменуют освобождающую силу бога, это, может быть и <не самое яркое проявление дружественных взаимоотношений пирующих, но не чуждо ни Музам, ни Дионису; а вот вдаваться в запутанные словопрения — и> некрасиво и не подобает симпосию»                                   Почему же у сатира,на верхней,человеческой половине тела - звериные уши? Наверное,чтобы он лучше слышал!..
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100