Из статьи 'Persian Sufism in the contemporary West. Reflections on the Ni‘matu’llahi diaspora' by Leonard Lewisohn.
На международной конференции по суфизму в Лондоне в 1997 году Д-р Джавад Нурбахш, глава братства Ниматуллахи, сказал: "Западная культура и восточная культура - две противоположности. Западная культура учит вас заботиться о себе, в то время как восточная культура говорит: "Служи другим и заботься о них". Поэтому западный человек никогда не сможет стать дервишем".
В ответ на это некая иранка, сидевшая в зале, возразила, что это утверждение противоречит универсализму суфизма. На что д-р Нурбахш ответил:
"Это утверждение полностью соответствует сути суфизма, поскольку суфии никогда не выражают мыслей в завуалированной форме (never speak in veiled terms)... Проблема в том, что западным людям сложно забыть и отказаться от своего эго ради других. Они не могут забыть и отказаться от себя ради других, как же тогда ждать от них того, что они смогут забыть себя ради Бога и Божественной реальности? По сути, забыть себя и принести себя в жертву ради кого-то другого, согласно западной культуре, трудно; не невозможно, но трудно. По моему опыту, среди западных людей очень много хороших людей, но они приходят [к суфизму], чтобы просто понять суфизм. Им трудно стать суфиями".
Тогда другой иранец возразил, что практика суфизма принадлежит всему человечеству, а не жителям отдельных стран типа Ирана, на что д-р Нурбахш дал ответ с политическим уклоном: "Прежде всего, эта дискуссия не касается человечества (humanity), но если говорить о человечестве, то нужно сказать, что это не гуманизм (humanity), когда Запад разрушает Ближний Восток и не позволяет Ближнему Востоку даже вздохнуть".
Вкратце, согласно д-ру Нурбахшу, в то время как западные люди доказали свою способность понимания и оценки теоретических аспектов суфизма, некоторые фатальные культурные изъяны в западной культуре подразумевают, что они никогда не станут способны постичь суть тариката, настоящую практику суфизма.
(конец цитаты)
Западные последователи восточных традиций, насколько могу судить, действительно, очень часто демонстрируют хорошую теоретическую подготовку в сравнении с азиатами, они более начитаны. Но, получается, одного этого недостаточно.
С другой стороны насколько актуально само это разделение на Запад и Восток, ведь. многие выходцы из восточных стран давно уже живут в контексте западной культуры, и наоборот.