Вот интересный отрывок о джаванмарди. Спасибо М.Александрову:
Из трактата 11 в. Кабус-намэ:
Но знай, о сын, что мудрецы изготовили фигуру из человечности и разума, на словах воплощённую.
У этой фигуры было тело, жизнь, чувство и духовные свойства, как человечность. Сказали они: тело этой фигуры — джаванмарди, жизнь ее — правдивость, молодость её — мудрость, духовная сущность — свойства. Та группа, которой в удел досталось тело, это — аййары, и воины, и люди базара, которым дали прозвание джаванмарди. Та часть, которой достались тело и жизнь,— обладатели внешних знаний и нищие — суфии, которых люди называют познавшими и смирив шимися. Та часть, которой достались и тело, и жизнь, и чувства,— мудрецы, и пророки, и святые, которых люди считают самыми мудрыми. Та же часть, которой достались и тело, и жизнь, и свойства,— это ангелы, а среди людей — посланники.
Итак, те люди, которым в удел досталась джаванмарди, связаны с этой группой, если знать истинную связь. Как говорят: основа джаванмарди — три вещи: первое — что говоришь, то и делай; второе — не поступай против правды; третье — будь терпелив. Ибо всякое свойство, имеющее отношение к джаванмарди, покоится на этих трёх вещах.
Итак, о сын, если это тебе трудно, я разделю эти три свойства по этим группам и выявлю основу и меру каждого из них, дабы ты знал.
Раздел. Знай, что благороднейший аййар — тот, у которого несколько добродетелей: то, что он смел и мужествен, терпелив во всяком деле, держит обещания, целомудрен, чистосердечен, никому не причиняет вреда, допускает вред себе ради выгоды друзей своих, на пленников не посягает, нищих одаряет, злых удерживает от злых дел, говорит правду, правдивое слушает, воздаёт должное, за тем столом, где ел хлеб, зла не творит, за добро злом не отплачивает, ведёт добрые речи, в беде видит благо. Если присмотришься, то все это восходит к трём вещам, которые я помянул, как передают в рассказе.
Рассказ. Слыхал я, что однажды в Кухистане сидела компания аййаров. Вошел какой-то человек, сказал селам и молвил: «Я гонец от аййаров Мерва. Они прислали вам привет и говорят: в Кухистане есть такие-то и такие-то аййары. Один из нас придет к вам. Есть у нас вопрос. Если вы на тот вопрос дадите пра вильный ответ, который нас удовлетворит, мы при знаем ваше старшинство, а если правильного ответа не дадите, старшинство — наше». Ответили: «Говори». Сказал: «Пусть скажут, что такое благородство и что такое неблагородство и в чем разница между благородством и неблагородством. И если аййар будет сидеть на дороге и пройдет мимо него человек, а немного спустя, следом за ним, пройдёт другой человек с мечом, собираясь убить того, и спросит аййара, проходил ли здесь та кой-то человек, какой ответ должен дать аййар? Если скажет, будет донос, если не скажет, будет ложь, а и то и другое аййарам неуместно». Когда услышали аййары Кухистана этот вопрос, поглядели они друг на друга. Был среди них один человек по имени Фазль Хамадани. Он встал и сказал: «Я отвечу». Сказали: «Говори!». Молвил: «Основа благородства — в том, чтобы делать то, что говоришь.
А разница между благородством и неблагородством та, что ты терпишь. А ответ аййара таков, что он отодвинется на один шаг в сторону от того места, где сидел, и скажет: с тех пор что я здесь сижу, никто не проходил; тогда он скажет правду».
А если ты будешь знать эти речи, тебе станет ясно, что такое благородство.
Свойство воинов. Так, это благородство, о котором мы упомянули у аййаров, воинам тоже обяза тельно поступать этим же образом, но еще полнее. Ибо воинское звание — это более совершенное аййарство. Но у воина к этому должны еще приба виться велико душие, гостеприимство, щедрость, благодарность, чи стота одежды и хорошее вооружение. Но пристрастие к женщинам, себялюбие, готовность служить и занос чивость у воина — добродетель, а для аййара — порок. Благородство людей базара тоже имеет свои условия, но об этом мы уже говорили в главе о ремесленниках"
об аййарах: "Нишапур и вообще весь юго-западный Хорасан отличались большой активностью аййаров. Туе славился аййарами также, как Самарканд бумагой или Мерв тканями (Ибн Фундук, с. 28). Во всех случакх аййары упоминаются как часть городского населения, как неприятный, но законный слой горожан. Назвать их разбойниками никак нельзя. Только в одном случае аййары несомненно упоминаются как разбойники. В дипломе, выданном шихне Джувейна, говорится: «Повелевается . . . злоумышленников и преступников, особенно те сборища [джамасат], которые бродят в горах под именем и с обычаями аййаров, а также луров и воров, от которых мусульмане терпят беспокойство и ущерб, из той области полностью изгнать» (Мунтаджаб ад-дин, с. 61). Однако здесь мы, видимо, имеем дело с несколько иным явлением, связанным с условиями Сиджистана.
Об аййарах в Средней Азии исторические источники не сохранили почти никаких сведений. Если не считать слов ал-Мукаддаси, что все жители Нисы из-за междоусобия стали аййарами, из которых трудно уяснить, в каком смысле употреблено это понятие, у нас есть только одно упоминание аййаров в Средней Азии после середины X в. Оно связано с рассказом ал-Утби о вторичном вступлении ал-Мунтасира в Самарканд весной 1004 г.: «И помог ему [человек], известный под именем Ибн Аламдар, раис молодцов [фитйан] Самарканда» (I, с. 341.) В этих «молодцах» (или «юношах») скорее всего можно видеть аййаров; близость понятий « аййар » и «фата» подтверждается некоторыми источниками.
Отсутствие сведений об аййарах в Мавераннахре объясняется, конечно, не тем, что их там не было, а малым количеством повествовательных исторических источников. О том, что аййары играли значительную роль в крупных городах Мавераннахра, убедительно свидетельствует существование топонима «башня ацйаров» в Бухаре и Самарканде (Мусин ал-Фукара, с. 66; Сухарева, 1958, с. 51; Ибн ал-Асир, X. с. ИЗ).
Для понимания того, кто такие аййары, огромное значение имеет «Роман об Абу Муслиме», произведение не историческое, но зато необычайно ярко передающее обстановку в Мерве в XI—XII вв., главными героями которого после Абу Муслима являются мервские аййары.
С одной стороны, слово « аййар » употребляется почти как синоним «ночной вор». Так, Наср б. Сейяр говорит об Абу Муслиме, что он занимался «аййарством и ночными кражами [шабрави]» (Тартуси, л. 251а). В другом месте он называет сторонников Абу Муслима (а наиболее отважные из них —аййары): «. . . эта кучка базарных ночных воров» (там же, л. 2626). Но это не просто брань врага, сам автор, явно симпатизирующий аййарам, нередко употребляет слова « аййар » и «аййари» в паре с «шабрав» (ночной вор) или «шабрави» (там же, л. 44а, 69а, 716, 85а, 105а, 1116, 112а, 1156, 172а, 189а). Одни и те же лица называются то аййар , то шабрав. Один из главных героев, аййар Абу Наср, носит прозвище Шабрав (там же, л. 44а, 446, 52а, 57а и далее очень часто). О другом аййаре говорится, что он «много воровал» (там же, л. 2236)."