2) фактически поиск откуда "самовспоминание" пошло есть (а по большому и происхождение всей его "системы") - означает отказ Гурджиеву в том, что он обладал Знанием.
Ибо обладатель Знания "берет" свою "систему" из "резервуара" Знания так, чтобы она соответствовала всем условиям, в которых он будет её использовать.
А если она в некоторых своих главных частях похожа на другие "системы", то это просто означает, что источник один и тот же.
А не то, что ГИГ состряпал свою систему, собрав с миру по нитке.
Отличия же "систем" происходят от разных обстоятельств использования "систем".
Мне эта мысль Павла показалась странной и удивительной )
Мне тоже. Тем не менее эта точка зрения встречалась мне не единожды.
Тут было бы интересно выяснить у тех, кто разделяет эту точку зрения, следующие вещи:
- почему идея о том, что Гурджиев создал компиляцию из идей, взятых из разных источников, переработал и добавил что-то свое, кажется неприемлемой? То есть если Гурджиев "состряпал свою систему, собрав с миру по нитке" (сама эта ситуация описывается весьма уничижительным образом), то разве он и его учение ничего не стоят, не заслуживают внимания?
- почему идея "взятия Знания из резервуара" столь симпатична? Значит ли это, что работа над собой тогда не является столь обязательной, а важно лишь искать "подключку" к этому "резервуару"? Типа подключился - и все, и дело в шляпе? А если вдруг покажется, что уже подключился - то вряд ли кто сможет это оспорить или опровергнуть?
- похоже на то, что мысль о "резервуаре Знания" дает надежду на то, что кто-то может обладать полным знанием. А мысль о том, что Гурджиев (как и все остальные) не знал всего, и ему нужно было искать, придумывать, экспериментировать и ошибаться, лишает картину мира определенности. Так ли это?