Одним из идеалов и критериев продвижения человека в суфизме считается, в частности, предпочтение интересов других людей своим. В литературе приводится множество историй, когда суфии жертвовали собой ради друзей (например, история, когда один суфий просил, чтобы его казнили первым, давая таким образом несколько драгоценных минут жизни друзьям). Но в буддизме такое самопожертвование считается признаком несовершенства.
Насколько
"драгоценны" эти несколько минут жизни, когда видишь поочередно зверские убийства близких тебе людей?! Первому убиваемому человеку в данной ситуации сравнительно легче перенести свою неминуемую смерть, чем всё равно быть убитым в конце концов (в последнюю очередь), но перед этим увидеть мучения и страдания убиваемых друзей. И то, что в данном контексте
"суфием" воспринималось как жертвенность или героизм, на самом деле, возможно, является трусостью. Пресловутая палка о двух концах.
"Тестом на достижение успеха в данной практике является реакция монаха на следующую воображаемую ситуацию: в одном месте находятся сам йогин и три других человека – любимый им, безразличный и нелюбимый. Входят разбойники и требуют одного из этих людей, чтобы убить его и принести в жертву. Если йогин чувствует, что хорошо бы отдать им кого-то другого, то он несовершенен в дружелюбии;
Возможно, это как раз, наоборот, и будет проявлением дружелюбия - избавить ближнего если и не от неминуемой смерти, то хотя бы от эмоционального страдания видеть смерти приговорённых друзей (см. выше).
если он хочет пожертвовать собой, то также несовершенен.
См. выше - палка о двух концах.
Только в том случае, если он вообще откажется от мысли отдать кого-нибудь разбойникам и его сознание будет пребывать в состоянии полной равностности, можно будет считать, что он разрушил преграды на пути развития дружелюбия".
"Чему быть, того не миновать." - Отказавшись от соучастия, к человеку таким образом невозможно предъявить претензии - ни в отношении себя, ни в отношении его к другим, ни в отношении других к нему.
Что касается действий, то вспоминается хрестоматийный случай из одной из прошлых жизней будды, когда он пожертвовал своей жизнью, чтобы накормить своей плотью раненую тигрицу с тигрятами.
Это легко сделать, если верить в то, что впоследствии будешь снова реинкарнирован, переродишься (в других вероисповеданиях это сделать будет гора-а-а-здо труднее). Ну, накормил он тигрицу и тигрят "одноразовым питанием", а завтра, возможно, кто-то другой (тоже будда) пожертвует собой. И тигры будут постоянно сыты. Люди начнут потихоньку вымирать, а тигры увеличивать свою численность.
В другой сутре рассказывается такой случай (рассказываю по памяти): в одной из своих прошлых жизней будда был моряком и однажды перевозил купцов, людей честных, добросердечных благочестивых. И был на корабле один разбойник. Он задумал перебить купцов с целью завладения их имуществом. Будда узнал о его планах и стал рассуждать так:
"Если я ничего не сделаю, это повлечёт гибель стольких хороших людей, а разбойник неимоверно отяготит свою карму"
"Если я просто расскажу о нём купцам, это повлечёт их гнев, а значит отяготит их карму. Кроме того, разбойника скорее всего ждут мучения."
"Если я свяжу его и переправлю властям, его подвергнут казни. Он испытает мучения, а палач отяготит свою карму."
"Если я свяжу его и потом отпущу на берегу, он не образумится и натворит ещё много бед, причинив страдания и отяготив свою карму."
"Если я убью его, это отяготит лишь мою карму и повлечёт моё перерождение в аду. Так тому и быть."
Он прокрался ночью к спящему разбойнику, тихо и быстро убил его и сбросил тело в воду, чтобы выглядело так, будто человек случайно свалился ночью за борт.
Сутра говорит, что кармическим последствием этого шага для будды было то, что он, сойдя на берег, наколол ногу о шип какого-то растения и проболел несколько дней.
А ведь Будда, по сути, не должен был бы идти на (коварное!) преступление - убийство другого человека, каким бы тот ни был. Ибо, согласно буддизму, такова была "карма" этого разбойника и его потенциальных жертв. И, во-вторых, разве в буддизме будда и разбойник - не ОДНО и то же?! И зачем это вдруг Будде понадобилось алиби (Будда
"сбросил тело в воду, чтобы выглядело так, будто человек случайно свалился ночью за борт."). Или только у Будды может быть презумпция невиновности?! И зачем Будде понадобился такой длинный самооправдательный ВД (
"и стал рассуждать так")?! Где же пресловутая буддистская "остановка ума"?! И кто тот самый человек (соавтор), услышавший этот ВД Будды и передавший затем эту легенду из уста в уста потомкам?! УГ. "Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно."