Gurdjieff's Psychological Ideas
<...>
... Some critics have focused on the subtitle of P.D. Ouspensky’s In Search of the Miraculous: Fragments of an Unknown Teaching to support their charge that Gurdjieff presented only a portion of an originally complete esoteric teaching. ... But others, like William Patterson, assert that the presentation by Gurdjieff to his students of fragmentary or seemingly incomplete information was intentional and an integral part of his teaching methodology.
... In a sense, each of Gurdjieff’s pupils had to “construct” a system of ideas based on their own understanding and experience...
<...>
In many traditional spiritual teachings three stages in the spiritual journey are described: (1) recognition of the trance or ‘sleep’ of ordinary life; (2) destruction of the seeker’s limiting world view by experimenting with new ways of perceiving reality; and (3) reconciliation of the two previous stages through full participation in everyday living based on a higher level of understanding (‘Be in the world, but not of the world’).
<...>
To be useful and valid an esoteric teaching must be fluid rather than fixed and respond to the needs and potential of each individual pupil. With this in mind, Gurdjieff presented a psychological System that was deliberately incomplete, so that his students would be required to make an active effort to integrate the many ideas into a meaningful gestalt that speaks to their own understanding and level of development.
(Gurdjieff's Psychological Ideas)
Довольно любопытная статья, и интересной она мне показалась именно тем, что позволяет посмотреть на учение Гурджиева с другого ракурса - психологического и, в частности, педагогического.
Возможно, на самом деле учение Гурджиева не было изначально эзотерическим в том плане, что его таковым делает только космология этого учения (которая имеет характер лишь гипотезы), в остальном же оно полностью является психологией развития человека (по названию "Института гармонического развития человека"), а также судя по методам, которые применял Гурджиев к своим ученикам. Видимо, не имеет смысла искать истоки этого учения как единого целого, потому что, скорее всего, оно изначально было задумано его основателем именно таковым - разрозненным (как детали в конструкторе или как пазлы).
В статье прозвучала очень интересная мысль (выделено мной жирным шрифтом) о том, что учение Гурджиева дано именно фрагментарно (и, надо полагать с учётом уровня индивидуального развития каждого обучающегося ученика) с тем, чтобы целостным (
гештальтом) его сделали сами ученики своей Работой, результат которой - выход на другой, новый, уровень понимания и осознанности. Такой подход также является ничем иным как
"зоной ближайшего развития", где скачком к новому уровню понимания и бытия является разрыв между прежним "актуальным/фактическим уровнем развития" до "потенциального уровня развития", то есть того уровня достижения, на который потенциально способен каждый отдельный ученик, исходя из своих мотиваций, потребностей и установок. Очевидно, что единая "целостность" достигнутых успехов в постижении этого "фрагментарного" учения у каждого последователя будет своя, но с обязательным необходимым условием - новым уровнем осознанности. И тогда, и только тогда, будет создан целостный образ (гештальт) ученика и будет видна общая картина его развития, да и всего усвоенного им в этом учении, а главное - собранной в единое целое "системы".
Ouspensky describes the process used by Gurdjieff’s students to make sense of his fragmentary teachings:
«In the beginning in Russia Mr. Gurdjieff always insisted that it was not a system; it was just fragments and one had to make a system out of them. And he insisted that it should be given in this way ... it is taught in fragments each of which is on a different scale. You have to put them together and at the same time correct the scale. It is like several geographical maps, each on a different scale, cut into pieces. You have to see which piece fits which, where the scale is very different and where it is less different. This is the only way to study the system. (3)»
(Ссылка та же.)
Видимо, под "фрагментами" у Гурджиева понималась система обучения, включающая специально подобранные упражнения, техники и методы. С обязательным самостоятельным (!) выполнением "домашнего задания" для получения желаемого результата, как и в обычной школе.
P.S. Хотелось бы также отметить, что основоположник школы гештальт-психологии и Л.С. Выготский были современниками Г.И. Гурджиева.