В статье "Птенцы Петра Великого" (1861) он задается вопросом: "Что такое общество варварское и общество цивилизованное? Какое существенное различие между ними?". И отвечает: "Основной признак варварства есть... стремление самим не делать ничего или делать как можно меньше и пользоваться плодами чужого труда, заставлять другого трудиться на себя...".
В противоположность этому обществу существует более высокая ступень развития общества, - где личность стремится к развитию собственных ценных качеств.
Всех, естественно, мучает вопрос: когда же происходит переход от "варварства" к "цивилизации"? Философ Соловьев отвечает: "Общество выходит из состояния варварства, когда является и усиливается потребность в честном и свободном труде, стремление жить своим трудом, а не на счет других; человек растет нравственно трудом, общество богатеет и крепчает..."
О, и как же эти рассуждения применяются к сегодняшнему дню?
Создание компаний, во главе которых находится один человек. Передавший все обязанности штату компании, а сам производящий минимальную деятельность: контроль и снятие денег со счетов. Это, очевидно, и есть "
стремление самим не делать ничего или делать как можно меньше и пользоваться плодами чужого труда, заставлять другого трудиться на себя".
Идёт же этот подход из колыбели бизнеса - из США. И далее, по всему миру. Хотя нет, ещё раньше - из основ цивилизации. Когда рабы ещё в Древнем Риме и Древней Греции всем обеспечивали своих хозяев. Параллельно с ними существовали и другие слои общества, в которых развивались такие понятия как... демократия, ну и другие. С которых мы и взяли, как по кальке, основы для нашего нынешнего общества. Между тем, в его основе лежит рабство: пока сотни миллионов рабов каждый день трудятся от зари до зари на монотонных работых, десятки миллионов имеют возможность трудиться мысленно, ради единиц миллионов, которые имеют возможность только командовать. Но и те оплачиваются десятками тысяч, которые живут в своё удовольствие.
Поэтому, по принципу "если А=В и В=С, то А=С", следует, что раз варварское общество = труд большинства на меньшинство, а труд большинства на меньшинство = основам западной цивилизации, то...
Далее.
"
Общество выходит из состояния варварства, когда является и усиливается потребность в честном и свободном труде, стремление жить своим трудом, а не на счет других; человек растет нравственно трудом, общество богатеет и крепчает"
Именно это качество человека внимательный исследователь мира может найти не где-то далеко, а хотя бы в российской глубинке, среди тех простых работяг, которые с одной стороны пьют от безысходности, с другой - говорят, что они готовы трудиться ради своей семьи, и трудились, пока не развалился их завод, их предприятие, где у них было рабочее место. А это - "обычный люд". Это действительно, если пообщаться с ними, нравственно богатые люди, но только частично: их единственная опора в жизни - это труд и привнесённые извне идеи будущего, которые выбиты из-под них вместе с развалом их окружающего мира (называемым ими, впрочем, более глобально: развалом России). Среди тех же людей можно обнаружить взаимоподдержку ("мне помог Колян, теперь я его должник" - вот они уцелевшие остатки чести и совести, и не у интеллигенции, у простых людей) - а это особенность общинного строя, никак не иерархического или рабовладельческого.
Кроме того.
Описания римскими и византийскими историками "варварской" Скифии, а затем и Руси нередко сообщают нам об общинном образе жизни, в котором так или иначе, каждый по-своему, но трудились все. И своим трудом обеспечивали себя. И даже правители - цари или князья - находились в своей роли только временно, а затем могли быть изгнаны с этого поста на общем собрании.
При этом, в режиме такого всеобщего труда, хватало времени и сил и на празднества, и на пиры, и на торговлю и военные походы.
Между тем, это и сегодняшняя тенденция наиболее творческой прослойки общества: создавать своими руками, творить для себя и друзей, и для мира, для всех желающих. Это и самовыражение, и заработок, и украшение пространства вокруг себя. Та же русская архитектура, с 10-го века по 20-й, неуклонно теряет свою красоту. Достаточно просто проследить. На красоту человек тратит время и силы только тогда, когда внутренне находится в должном состоянии. Есть свободное время. Есть сытость и удовлетворённость жизнью. Упрощение форм означает упрощение жизни духа, т.е., упадок. И ещё: для своих - хочется украсить. На поток - сделать бы хоть как, да побыстрее...
Таким образом, пассаж, процитированный в начале этого сообщения, показывает всю перевёрнутость понимания нами нашей сегодняшней жизни и структуры нашего мира.
Подчинение одними других - варварство? Варварство. Но с этого начинается историческая цивилизация. Рабы построили пирамиды. До того все вместе трудились в "общинно-родовом" строе, и попробуй там не потрудись. Но труд облагораживает, возвышает и т.д. - справедливо? Справедливо. В Европе у многих жителей сегодня есть возможность существовать на дотации государства, и они это делают. Результат - высокий уровень социальной апатии.
Так где же - варварство, а где - цивилизация? Спасибоза цитату Соловьёва. Она позволила сформулировать перевёрнутость нынешних парадигм и показать их максимально остро. А ведь история говорит сама за себя, если только отбросить общепринятые ярлыки и определения. Такие, как понимание отсталости "общинно-родового" строя. Не путать с "первобытно-общинным".
Реплики в стиле "и что теперь, назад к пещерам?", упреждая, назовём передёргиванием. Не всё так просто, конечно же.