....не знаю что тут еще можно откомментить.. - по-моему, позиция ГИГа ясна.
А по-моему НЕ ясна. Вывешу здесь его слова (по памяти), чтобы они висели здесь в качестве лейтмотива того, что он говорил, и говорил
категорически (пусть это будет своеобразным "будильником"): "[ЛЮБОЙ] человек ничего не может делать - с ним всё случается". Отмечу, что это было сказано им о ЛЮБОМ человеке - нет там разделения на осознанного/пробуждённого или нет.
ГИГ говорит об объективном искусстве, которое, по его же словам, его слушателям недоступно и которого они - даже не понимают... потому что, изначально уже, не умеют воспринять его отличия от - искусства субъективного. им - нечем.
1) Кому это -
им?
2) Если
"нечем", то и человека самого НЕТ! ЛЮБОГО!
3) И здесь он просто встал в позицию "выше всех" (ничего не напоминает по диагнозу?): всем, мол, недоступно, а только ему одному доступно. Типа: "Я - Гурджиев! Я не умру!"
соответственно понять, узнать, отличить одно от другого - человек не может именно по той причине, которую квотнула ты... - потому что человек ничего не может - делать
Да, и ещё раз напомню (не забываем про "будильник", не забываем,
помним себя, помним
себя!!!): у него ЛЮБОЙ человек ничего не может делать. Кроме фантазирования, конечно, и выдавания желаемого за действительное.
потому - и искусство у него (человека) получается создать - только субъективное.
случайное.
Так всё мироздание - это воля Случая, слегка детерминированного индивидуальной волей. Диалектика.
Ты случайна, я случайна, мир случаен... Короче, ВСЁ случайно. И здесь я не спорю.
им неосознанное. даже если и пропущенное насквозь - через себя.
Я не вижу приоритетности императива осознанности, если ВСЁ СЛУЧАЙНО (Произвол, Хаос).
это картины - о цветах у дороги.
отображение, хоть и в самых прекрасных формах - своих собственных реакций, мыслей, чувств. это рассказ человека - языком образов - но о себе самом. о том как он - человек - видит, чувствует, переживает...
Именно! Кто
внутри "себя самого"?
Кто кого "вспоминает" таким образом?
ГИГ же говорит - о другом "Я не называю искусством все то, что вы так называете; это всего-навсего механическое воспроизведение, подражание природе или другим людям, или фантазирование, оригинальничанье.
Что не мешало ему прикупать по случаю персидские ковры из своих поездок. И, вообще, он вроде любил всё
красивое.
"Вообразите какой-нибудь научный труд, книгу по астрономии или химии. Невозможно, чтобы один человек понимал ее так, а другой - иначе. Каждый человек, достаточно подготовленный и способный прочесть ее, поймет, что имеет в виду автор, - и поймет именно так, как это выражено автором. Объективное произведение искусства подобно такой книге, но оно действует и на эмоциональную сторону человека, а не только на интеллект."
Я не буду
воображать. Возьмём его "Рассказы Вельзевула". ГИГ'у так бы хотелось, чтобы его поняли, поняли то, что он там так сложно и непонятно написал. Но это всего лишь выдавание желаемого за действительное с его стороны. Любой художник (настоящий или нет), а ещё лучше абстракционист, может сказать: "А я так
вижу!" Это 100%-ный аргумент, ибо на него нечего ответить оппоненту. Даже мы с тобой друг друга не понимаем, хотя говорим об одном и том же. Да и другие тоже.
? - а выдержит человек такое - воздействие...
если все что у него есть - это набор разрозненных психических реакций, природы большинства из которых он даже - не осознает.
При чём здесь приравнивание искусства к осознанности?! Можно назвать им (искусством)
искусство жить (здесь я не спорю).
Но (sic!) ГИГ имел в виду вовсе не это (ах, если бы это!), раз он приводил в качестве примеров "объективного искусства"
неживые (sic!) объекты искусства (сфинкса, античные здания, факирскую музыку, персидские ковры...).
такое же может - и с ума свести... неподготовленных.
Увы.
"Всё случается" vs. "Нет ничего случайного"...
а я не вижу в этом - противоречий.
Противоречие здесь в том (там вверху "будильничек" висит), что "ВСЁ случается" и "всё СЛУЧАЕТСЯ". Без каких-либо оговорок, он сказал это
категорично, не подразумевая дальнейшего фантазирования и умничания четвертопутчиков.
с ничего не могущим делать человеком - все случается. в том числе и, привычное всем нам - искусство, через которое он неизбежно выражает - только себя.
Конечно же,
себя (а кого же ещё?!). ("Помни
себя!") Выше также об этом у меня было. Объект для творения взят извне, а творит человек внутри. Тут мы даже больше скатываемся в субъективность искусства. А при "объективном искусстве" (с акцентом на объект, а не на то, что
внутри) человек не проступает, отодвигается на задний план. Да и зачем Богу понадобились
люди с их типа абсолютно ненужной и ни на что не пригодной
субъективностью, Он мог бы себе насоздавать сфинксов и персидские ковры и
без участия человека (Он же Всемогущий!)?! Сидел бы там у себя на Небесах в одиночку и любовался бы сотворёнными Собой персидскими коврами и сфинксами. Надеюсь, ты понимаешь мой посыл.
второй же кусочек цитаты - сказан о совершенно другом.
потому что нет ничего случайного, по ГИГу - в объективном
Без
субъекта НЕТ объекта! Без объекта НЕТ
субъекта! Я дважды выделила слово
субъект, может это натолкнёт тебя на какие-то мысли (а мысли рождаются у человека, у
субъекта).
ГИГ даже приводил в качестве примера "объективного искусства" факирскую музыку для змей! Для них, видимо тоже "всё случается".
да нет вроде...
если он считал ее - объективной - тогда не должно...
Факирская музыка не может существовать БЕЗ
субъекта (см. выше). И как бы существовал объект БЕЗ
субъекта?! Без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта (повтор), ля-ля-ля... Поэтому не может быть чего-то половинчатого - типа только объективное или только субъективное. Но только как целое. Диалектика.