...
Если бросать монету, то каждый раз вероятность выпадения орла будет равна 50%. Двух орлов подряд - 25%. Трёх - 12,5%. И так далее. Поэтому серия из, скажем 10 орлов подряд имеет вероятность около 0,1%.
... Но вот в чем вся штука: вероятность выпадения двух орлов подряд составляет 25 %, а при этом вероятность того, что второй бросок (рассмотренный сам по себе, т.е. он не "знает", что он второй:)) даст орла, будет по-прежнему 50 %.
Т.е. с каждым последующим случаем вероятность повторного выпадения орла все больше уменьшается, а на вероятность этого же события, рассмотренного изолированно, это никак не влияет: она остается постоянной - 50 %. Вот о чем была речь в моем посте.
При этом в обоих случаях мы говорим про один и тот же бросок...
Конечно, будет столько вероятностей, сколько наблюдателей.
Представим на примере. Если есть некий автомат, швыряющий монеты, к которому подходят наблюдатели с некоторым интервалом - то их ожидания будут различными. Если первый чел наблюдал, скажем, серию из 6 орлов, то его ожидания от броска 7-й монеты будут одни. А того, кто подошел именно сейчас, к данному броску (т.е. для кого 7-й бросок - является 1-м) - другими.
У каждого будут свои ожидания, и свое значение вероятности. Хотя формально они будут оставаться в рамках "одной и той же" теории вероятности.
Иногда эта мысль мне кажется простой тривиальностью, в которой нет проблемы (в чем меня и убеждают люди, с которыми я об этом говорил), некой "ловушкой языка", при известной развитости воображения порождающей псевдопроблемы... Но иной раз эта "банальность" вдруг начинает казаться своеобразной апорией сознания, чуть ли не коаном в рамках теории сознания:), прояснение которого косвенно может пролить свет на какие-то важные свойства жизни сознания, его участия в мире и на его закономерности...
Если мы возьмем людей из предыдущего примера, то увидим - вооруженные тервером, они будут доказывать "свои" значения вероятностей для каждого броска. И проблема будет даже не в том, как им договориться о том, "кто прав". Проблема будет в том, что они не смогут проверить теорию вероятности экспериментальным путем. Ведь невозможно воспроизвести некие "заданные" последовательности выпадания "случайным" образом.
Какая связь данного куска текста и "апории сознания"... Прямая. Общие представления людей (в том числе научные представления) - являются результатом соглашения, а не результатом "проверки". Даже в том случае, когда вроде бы имеется некая "проверка" - должно возникнуть некое "согласие" - "Да. Эта проверка действительно удостоверяет."
Получается, что каждое человеческое сознание способно как "воплощать" свои ожидания в реальность (или не воплощать, ведь это еще суметь нужно
)[size=78%],[/size] так и согласовывать свои ожидания с другими сознаниями - получаем "научный факт". Те сознания, которые "отказались" согласовываться с "научным фактом" - еретики, или там, профаны, или "безумцы"...
P.S. Мой товарищ, который учился на матфаке, рассказывал, что их профессор, когда на семинаре возникали споры насчет подобных тонкостей тервера, говорил в шутку, что "Теория вероятности - чистое научное шаманство. Боги сказали. А математик - их пророк." Еще было сказано, что современная физика и химия использует не всю теорию вероятности, а только некоторые формулы. В остальных пока нет нужды. То есть при возникновении "новых" физики и химии, обслуживающая их теория вероятности тоже изменится
. Вероятно.