Название "огнепоклонники" ошибочное, вроде, скорее "светолюбы" зороастрийцы в этом смысле
Не ошибочное, наверное, а внешнее. Название, которое давали зороастризму еще в древности последователи других религий. Но скажем прямо, были некоторые серьезные основания называть зороастрийцев огнепоклонниками. Как бы то ни было, название "приросло".
Название встречается и в научной литературе:
"Разрушая храмы и алтари
огнепоклонников, Кутейба строил на их месте мечети.
Наместник Согда писал: "Я предполагаю, что согдийцы, которые становятся мусульманами, делают это не от чистого сердца, а главным образом для того, чтобы избежать «джизьи» (подушной подати)". Чтобы проверить «искренность» новообращенных в ислам, власти на местах производили унизительный осмотр: совершен ли обряд обрезания, снят ли священный для зороастрийцев нательный нитяной пояс "кушти"--символ принадлежности к зороастрийской религии. В своих сочинениях арабский историк Табари обращает внимание на то, что сборщики налогов в VIII в. очень грубо обращались с теми из принявших ислам, кого они подозревали в верности своей, древней религии – зороастризму".
Культ огня был настолько важен, что даже сами служители культа иногда считали огонь первичным по отношению к свету (я не рассматриваю здесь, как оно было "на самом деле", просто указываю на то, что это не такой простой вопрос):
"Придавая большое значение пропаганде зороастризма среди молодежи, руководство «Общества зороастрийцев» приглашало на свои заседания авторитетных служителей культа и теологов, которые отвечали на все поставленные вопросы. Так, они подтвердили, что
в основе зороастрийской религии лежит культ огня, а свет – явление вторичное, производное от огня. В Авесте сказано, что священный огонь в алтарях готовится специально. Он регулярно очищается и обновляется, в соответствии с великой философией этой религии, что связано с особыми зороастрийскими ритуалами".
Е.А. Дорошенко. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.
Источник