Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Религиозное чувство - основа цивилизации? Офтопик об огнепоклонниках  (Прочитано 20056 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Мы знаем, что название "огнепоклонники" - внешнее, сами зороастрийцы себя так не называли.
Вопрос в том, насколько такое название было обосновано. Существует мнение, что зороастризм, особенно в эпоху Сасанидов, приобрел такие формы (не свойственные первоначальному зороастризму), что это название представляется в какой-то степени уместным.


"...the religious ritual in the Sassanid Empire certainly was calculated to justify the superficial name of "fire worship".
 (Религиозный ритуал в Сасанидской империи оправдывал поверхностное название "огнепоклонничества")

"we have a notable difference between the ancient tradition and the later cult practice" (Существует заметная разница между древней традицией и возникшим позже культом)

J.H.Kramers. Analecta Orientalia. Leiden. 1954. p.342, 343 (Глава книги так и называется - "Iranian fire-worship") Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
В основном дискуссия вертится вокруг книги М.Бойс. Это авторитетный автор, но все же не стоит ее считать "мерой всех вещей зороастрийских".

Бойс - "центрист" и сторонник гипотезы о монотеизме и(!) дуализме зороастризма.
Цитировать из нее начали Вы, предложите другого авторитета, если этот Вас больше не устраивает :)

Если Вам известны авторитетные работы, называющие зороастрийцев огнепоклонниками, давайте их обсудим.

Цитировать
Е.Торчинов, например, в книге "Религии: опыт запредельного" пишет:
...

Ряд ученых возможно ввели Торчинова в заблуждение - это сделала не Бойс, а ее учителя.
Цитата из Jewish Encyclopedia выше, например, на 50 лет старше работ Бойс.

Вы опять пытаетесь увести разговор в сторону от обсуждения своего утверждения.
Какими источниками Вы воспользовались, когда утверждали, что зороастрийцы - огнепоклонники? Давайте их и обсудим, зачем что-то еще искать?

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
В основном дискуссия вертится вокруг книги М.Бойс. Это авторитетный автор, но все же не стоит ее считать "мерой всех вещей зороастрийских".

Е.Торчинов, например, в книге "Религии: опыт запредельного" пишет:

"... ряд ученых считают, что М. Бойс сильно преувеличила степень влияния зороастризма на библейский иудаизм и неоправданно удревнила датировку жизни Заратуштры".

Источник

Другой исследователь зороастризма указывает:

"Рядом с ними [работами М.Элиаде и др.] смело задуманные монографии ВХинца [2.215], М.Бойс [2.58 и 2.60], Дж.Ньоли [2.167-168] оказываются менее четкими и убедительными по аргументации, не говоря уже о спорности основных положений."

"...М.Бойс восстанавливают систему индоарийского пантеона механическим и некритическим суммированием данных Ригведы и Авесты (против чего еще в 1960 г. предостерегал П.Тиме 3.1149. - Л-Л.), вдобавок к чему М.Бойс регулярно применяет априорные умозаключения и неоправданно проецирует в индоиранскую архаику уровень парсийской религиозной систематики...".

Источник




Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
Что за упреки?

Ты прочитала эту книгу до того, как решила из нее цитировать?

Caterpillar

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 471
  • Reputation Power: 7
  • Caterpillar has no influence.
    • Просмотр профиля
Tool:  "  .... ты присоединилась к группе увлеченно цитирующих из книжки,
которую они не читали :) "   + "ты пытаешься их мнение оспорить, используя выборочное цитирование из непрочитанных тобою книг."
-----------------

Что за упреки? Цитата - твой щит и меч, но ты предъявляешь претензии оппонентам, когда тебе отвечают тем же.
А почему, у тебя есть какие-то эксклюзивные права на цитирование?  :)

«Выборочное цитирование» -  тавтология. Какое еще оно может быть?
Нужно запостить здесь страниц 200 подряд, чтобы избежать подобных упреков?  Боюсь, что это не поможет, ведь твои оппоненты не читали книг (тем более - на англ.яз.), если читали – то не поняли, если поняли – то неправильно, если правильно – то их цитата была «не о том». Они не имеют оснований верить своим глазам и занимаются казуистикой.
Подобные утверждения – это безосновательные предположения, а не аргументы.


При этом "авторитеты",  которых ты цитируешь - это неизвестный человек из ВВС, написавший 0,25 дежурной странички о зороастрийцах, Шри Свами Шивананда - йог (в свою очередь ссылающийся на "Шахнаме"),  и дамочка-викканка, неоязычница, поклонница Рогатого Бога (наша современница).
Причем Свами Шивананда (если ты дочитал его статью) высказывается вполне однозначно :   Fire (Atar in Avesta) is considered as a son of Ahura Mazda.  Ahura Mazda is fire. 
Понятнее не скажешь.


Да, огонь - это символ. Но это не всё. В вопросах веры (а ведь мы говорим именно о верованиях) просто символа недостаточно. Предмет поклонения должен быть чем-то бОльшим, чем просто обозначение. Символ хорош для писателей и живописцев, а для верующего символ одновременно должен быть ВОПЛОЩЕНИЕМ, зримым присутствием божества на земле. Иначе перед нами будет просто картина на стене, изображение, обозначение, шифр, код, мертвая и бездушная условность  - пища для ума. Верующие строят храмы, а не музеи. Для них существуют чудотворные иконы, священный огонь, святая вода.


Теперь о "монотеизме" Зороастра:

Ты писал, что «часть исследователей считает Зороастра первым пророком монотеизма».
Затем, уже не прикрываясь авторитетами, написал, что зороастризм – монотеистическая религия, а язаты и иже с ними – будущие (!) святые и архангелы.

Увы, эту натяжку  М.Бойс не поддерживает (см.цитату «Лучше не переводить»)
Бойс предлагает почувствовать разницу, а не пытается обозначить сходство.

Сделать из язычников-политеистов поклонников единого Бога - задача долгая, сложная и неблагодарная,  это как из Шарика делать Шарикова.
У Зороастра не получилось, но может быть, получится у тебя?  ;)


Бойс не пишет, что зороастрийцы - монотеисты. Увы тебе, она пишет, что это ошибочное мнение, и прямо называет эту религию политеистической. Так говорят и первоисточники этой религии.


О терминах «поклоняются» и «почитают».
Бойс пишет, что они и поклоняются (worship), и почитают огонь.

Вопрос напрямую связан с проблемой моно- или политеизма. Монотеист не будет поклоняться огню, а вот политеист – да (что, кстати, возвращает нас с исходному топику – «Религиозное чувство – основа цивилизации»).


«Они обижаются» – слабый аргумент в принципе.
А что, если эти самые «они» зря обижаются?!

Или твои посты – это просто призыв проявлять тактичность? Как-то не очень похоже… :)
... но в этом случае я согласна не поднимать этот вопрос в «их» присутствии.
« Последнее редактирование: 21 РЯаХЫп 2012, 18:46:20 от Caterpillar »

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
У шумеров еще был Дангир, по-моему.
Точно. Где-то читал об этом. Только мне попадался вариант - Денгир.
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
У шумеров еще был Дангир, по-моему.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Не удержался и еще раз прочесал сеть на предмет того, в каких еще местах бога звали Тенгри (кроме степняков евразии). Наткнулся на любопытное:
"... У скифских и сакских племен ушедших на запад в Европу, т.е у скандинаво-германцев, которых в имперских летописях называют «Тенграми» или «Тунграми» ,обращение к Богу звучало как –«Доныр Тор», «Тунгр Тор», «Донгыр Тор» и т.п. при этом Тор неизменно изображался кузнецом и вообще мастером разных ремесел , работающим закатав рукава."
Потом в немецком и голландском это стало произноситься как "Доннар" или "Доннер".
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Мне представляется, что Чингис-Хан считал религии (христианство, зороастризм, буддизм, ислам) - лишь вариациями Одной религии.

Он был сторонником власти закона, видимо.

Я думаю, что между нашими позициями нет больших противоречий  :)
В те времена закон был - Закон неба. Не чета нынешним конституциям  ;)

Цитировать
Цитировать
Вероятно, он счел бы религиозный спор между Гушнар-Мишхаспом и зороастрийцем пустым (и даже бесполезным) занятием.

Это не спор, это то, что будто бы произошло - вариант распространенного сюжета о превращении христианского прозелита в мученика.
За диффамацию религии у чингизидов штрафовали бы, думаю :)
Ага, потребовали бы с бродячего проповедника пяток баранов  :)
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
Мне представляется, что Чингис-Хан считал религии (христианство, зороастризм, буддизм, ислам) - лишь вариациями Одной религии.

Он был сторонником власти закона, видимо.
Все, кто соблюдают законы и договоры,
были для него союзниками в каком-то смысле.

Цитировать
Вероятно, он счел бы религиозный спор между Гушнар-Мишхаспом и зороастрийцем пустым (и даже бесполезным) занятием.

Это не спор, это то, что будто бы произошло - вариант распространенного сюжета о превращении христианского прозелита в мученика.
За диффамацию религии у чингизидов штрафовали бы, думаю :)

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Мне представляется, что Чингис-Хан считал религии (христианство, зороастризм, буддизм, ислам) - лишь вариациями Одной религии.
Вероятно, он счел бы религиозный спор между Гушнар-Мишхаспом и зороастрийцем пустым (и даже бесполезным) занятием. Он видел цель не в победе одной какой-то конфессии, а в том - чтобы исчезло противопоставление между отдельными версиями Одной религии.
Он бы не стал подкапываться под основы веры мага... Вероятно, Гушнар-Мишхасп (и подобные ему) подлежал бы наказанию по закону Ясы. Но не как "христианин", а как человек, подрывающий веру в Единого Бога.
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
В этом и вопрос состоит - религиИ или религиЯ?
Понимаете?

Говорил о христианстве, например. Чингизиды его то же поддерживали на территориях империи :)

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
В мире интересных, так сказать, фактов.

Из биографии персидского поэта-суфия Саади:

 "В Индии, в Суменате, для сохранения своей жизни Саади притворно принял веру огнепоклонников (зороастризм) и потом бежал, убив камнем сторожевого жреца".

Из Википедии

Это известная практика в исламе "такыя", наверное - благоразумное сокрытие своих истинных убеждений при угрозе жизни.
Обратные случаи так же известны - люди, которых считали представителями суфийских орденов, например, оказывались зороастрийцами и представителями других традиционных религий :)

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
...
Подобными вещами занимались ещё древнегреческие философы. В России это делали Ломоносов, Шишков и другие - до возникновения научной лингвистики в середине XIX века. Современные "лингвисты" продолжают эту традицию, сами того не зная.   
...
Ломоносов, Шишков и другие - по-моему, весьма достойная компания.
Если тов. Зализняк чурается таких людей, чтож...  :)  Он вправе иметь свое частное мнение.

«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Какова была "религия" Чингисхана?
Свод заповедей этой религии назывался Великая Яса. Вполне созвучно с "ясна" иранцев. Также созвучно с названием индийского Свода - Яжур-Веда.
Вероятно, одно из званий казачьего Войска - ЯСАУЛ - также имеет к этому отношение... Выскажу даже гипотезу, что Ясаул мог быть чем-то вроде "помощника командира по религиозным вопросам"... Вероятно помогал Атаману (сочетавшему военную власть с сакральной) в совершении обрядов...


Также до кучи, "ясачные земли" - то есть подвластные территории - могли ранее обозначать "территорию, на которой распространен Великий закон - Яса".


И уж совсем гипотеза на грани бреда - может быть, "язычники" как ругательство у христианских миссионеров изначально было всего лишь "ясачники"  :)  Понятно, что в этом случае хронологические неувязки могут возникнуть, но мы же предполагаем, что хронология и история религий не такова, какой кажется...


Квазиистория в качестве доказательной базы привлекает лингвистический материал. Но это не профессиональная, а любительская лингвистика. Метод её - сравнивать слова на предмет внешнего сходства и делать на этой основе выводы о их происхождении. Например, что "счастье" связано со "щас" - то есть, это немедленное, сейчас получаемое удовольствие.   

Подобными вещами занимались ещё древнегреческие философы. В России это делали Ломоносов, Шишков и другие - до возникновения научной лингвистики в середине XIX века. Современные "лингвисты" продолжают эту традицию, сами того не зная.   

Любительская лингвистика действует в трёх направлениях: 1) гипотезы о происхождении слов; 2) попытки прочесть нерасшифрованные тексты (критской культуры, этрусков и т. п.); 3) создание квазидревних текстов (Велесова книга).

Отсюда.

1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100