Алтон, а что значит "учитель находит ученика"? Как Вы это себе представляете?
Вы опять задали хороший вопрос. Как я это вижу? Примерно так.
Вот, например, работаю я с группой детей
в развивающем центре. Дети примерно одного возраста. И вот я замечаю, что один из них соображает все то , что и остальные, но вижу что ему нужна еще нагрузка для дальнейшего развития, чтобы он, так сказать, не "простаивал". И вот тут я появляюсь в качестве учителя возле его столика и погружаю в более сложные условия.
Возможно приходу учителя и предшествует появление таких усложняющих жизнь явлений. Я не против работы. Возможно я и протв нее с точки зрения учителя, но это в сфере личности, сущность же подсознательно тянется к какому-то освобождению. Искренность здесь важна. Искренность немощного. Как достичь такого накала желания освободиться? Вот это есть проблема. Иначе получается, что не готов. Но неужто все должно быть настолько трагически, что нужно бросить царство, идти в Китай, провести 100 лет в уединении и т.п....? Да и среди героев девяносто процентов героев поневоле: закинула жизнь и деваться некуда (как призывника в срочную армию), а дай возможность выбора до - большая часть преспокойно останется лежать на печи.
Тут скорее нужно какое-то тонкое чувство, подобно как у птиц, чувствующих магнитное поле. Когда-то в школе, помню, на перемене в старших классах парни делали на турнике упражнение, у нас оно называлось "склепка". Так вот заметил интересную вещь: некоторые парни с хорошими мышцами сделать его не могли, а один "худышка", который и подтянуться то мог всего пару раз, вылетал наверх с легкостью. Он "чувствовал" движение, как аисты чувствуют воздушные потоки и могут часами летать почти не двигая крыльями. Как вырабатывается такое чувство?
Возможно вступление в группу или орден тоже позволяет приблизиться к учителю. Но на "обрезание" я вряд ли соглашусь, кроме того думаю, что суфизм способен эффективно существовать и вне мусульманской традиции. По-моему на это была направлена больш
ая часть работы Идрис Шаха.
В свое время в университете я учился на математической кафедре с названием "Методы оптимального управления (МОУ)".
Меня всегда поражало, что есть способы(зачастую единственные) позволяющие достичь цели кратчайшим путем. Когда потом я столкнулся с психологией я так и не смог отойти от этой оптимальности. Мне много раз говорили - все в жизни различно, а потому несравнимо по одной шкале. Но, я думаю, это не так, за этой несравнимостью невидимо проступает "нечто", и наложение любого факта на него сразу превращает "иное" в "лучшее" или "худшее".