(Ваш, Евгений, акцент на использовании эзотерических концепций для решения повседневных задач - не забывать ключи и т.п. - не характерен для большинства эзотерических учений).
А с главной чертой-то как быть?
"
"В характере каждого человека есть черта, которая является центральной. Она подобна оси, вокруг которой вращается вся его "ложная личность". Личная работа каждого человека должна заключаться в борьбе против его главного недостатка"
Вот и скажите, чем эзотерическая работа над своим недостатком принципиально отличается от психологической? Ведь в качестве ГЧ Гурджиев упоминал не что-то потустороннее, а вполне обычные слабости: болтливость, тенденцию опаздывать, всегда спорить, болтать и т.п. Могла бы и рассеянность в этом перечне быть. Возможно, подход Гурджиева не характерен для большинства эзотерических учений?
Евгений, а Вам что-то известно о
научном подходе к борьбе с болтливостью, опаздыванием, спорами и т.п. "главными чертами"? Далеко ли продвинулась наука в этом вопросе?
Вы думаете, что забывчивость является Вашей ГЧ, поэтому Вы уделяете этому недостатку много внимания? На чем основывается это мнение, если это действительно Ваше мнение?
* * *
Без сомнения, психология (например, в плане каких-то практических навыков) и эзотерика (традиция) иногда имеют пересекающиеся области. Скажем, болтливость может быть неуместна ни с психологическоей, ни с эзотерической точки зрения.
Различие, как мне видится, будет заключаться в контексте. Например, психолог может посоветовать что-то - поменьше болтать, напр., но у него скорее всего не будет возможности следить за выполнением этой рекомендации. В рамках традиционной духовной школы (для меня эзотерика подразумевает традицию и школу) у наставника больше возможности наблюдать ученика в различных обстоятельствах и следить за выполнением указания.
Между психологом или психотерапевтом и клиентом должны возникнуть доверительные отношения (или
трансфер в терминах психонализа), чтобы начался терапевтический процесс. В большинстве случаев эти отношения не будут настолько же интенсивны, как отношения наставника и ученика. Поэтому эффективность психологического воздействия во многих случаях будет меньше, чем результат духовной преданности
.