Дхарма (в западных и в том числе русских переводах - с большой буквы) - это либо буддийское учение, либо собственно нирвана. Буддисты чаще всего обозначают этим словом буддийское учение.
Вообще, слово "дхарма" многозначно (см. О.О.Розенберг "Проблемы буддийской философии", глава VI):
Наконец, термин "дхарма" означает еще "учение" Будды; здесь, впрочем, следует иметь в виду, что в таких выражениях, как "проповедовать дхарму", "поклоняться дхарме", например в формуле "Будда, дхарма, сангха", дхарма означает очень часто не само учение, а объект учения, т.е. нирвану15. В популярном же буддизме в этих случаях подразумевается "учение" как таковое в смысле содержания священного писания и даже священной литературы как таковой. <...>
Термин "дхарма" встречается, таким образом, в следующих значениях:
1. Качество, атрибут, сказуемое.
2. Субстанциальный носитель, трансцендентный субстрат единичного элемента сознательной жизни.
3. Элемент, т.е. составной элемент сознательной жизни.
4. Нирвана, т.е. "Дхарма" раr ехсеllenсе, объект учения Будды.
5. Абсолютное, истинно-реальное и т.п.
6. Учение, религия Будды.
7. Вещь, предмет, объект, явление.
Поэтому Дхарма (с большой буквы) в принципе может означать пункты 4, 5, 6. Слово "дхарма" с маленькой буквы это чаще всего п. 2 или 3 (см. ниже), но также может быть и пп. 1 и 7.
Более простое перечисление значений приводится в Википедии -
русскоязычной и
англоязычной.
Под словом "дхармы" (с маленькой буквы) - чаще всего имеют в виду элементарные кванты восприятия или составные элементы сознания. Согласно буддийскому учению восприятие, сознание, психика - дискретны. Это - непрерывный поток моментальных элементарных импульсов, каждый следующий из которых возникает как следствие всех предыдущих, т.е. обусловленно. Длительность "существования" одной дхармы неопределимо мала. В целом принимается, что она равна одной
кшане.
Понятие "дхарма" занимает в буддийском учении невероятно важно место. Поскольку нам не доступно что-либо вне восприятия, а всё восприятие - это не что иное как непрерывный поток дхарм, то всё существование для нас определяется свойствами дхарм. А именно - мимолётностью, бессущностностью, безличностностью. Более того, мы сами, то, что называется личность, есть не более чем непрерывная смена дхарм. Будда, исследовав свою психику, не обнаружил в ней ничего кроме дхарм, кажда из которой мимолётна, бессущностна и безличностна.
Бессущностность дхарм заключается в том, что невозможно сказать откуда появляются дхармы, куда исчезают и какова их природа. Безличностность - в том, что в дхармах нет какого бы то ни было элемента или свойства, сообщавшего бы им "яшность".
Каждая дхарма сама по себе не обладает какими-либо качествами, кроме вышеописанных, однако функционально дхармы могут быть классифицированы на особые группы в зависимости от тех комбинаций, в которые они входят. Эти группы называются скандхами. Фактически скандхи описывают всю психику человека, от и до. Всего скандх пять.
Кроме этой классификации, есть ещё и другие. Например - разделение дхарм на санскрита-дхармы и асанскрита-дхармы, т.е. соответственно дхармы, подверженные бытию, причинно-обусловленные, участвующие в процессах с началом и концом, и дхармы, не участвующие в только что описанном. Первый вид дхарм это по сути и есть скандхи, сансара (существование, отмеченное дуккхой, см. ниже). Относительно же второго рода дхарм среди буддистов имеются расхождения и споры, но все они сходятся с тем, что асанскрита-дхармы относятся к просветлённому сознанию. Иными словами, если в обычном сознании асанскрита-дхармы относятся к разряду лишь потенциального восприятия, то в просветлённом сознании они являются актуальным восприятием. Асанскрита-дхармы не обусловлены причинно-следственно, соответственно их конфигурация неизменна, не имеет начала и конца, т.е. вечна. Нирвана относится к асанскрита-дхармам.
И наконец, следует сказать что в различных буддийских школах взгляд на природу дхарм несколько отличается. Если стхавиравадины (буддийское течение
Тхеравада) считают дхармы истинно-реальными, то шуньявадины (
Махаяна) считают, что дхармы принципиально неопределимы, и о них нельзя сказать что они есть или что их нет. Представители же
Ваджраяны истинно-реальными считают лишь дхармы определённого вида (асанскрита) (см. О.О.Розенберг "Проблемы буддийской философии, глава VI").
Дуккха (см. также
здесь) - этот термин как правило переводится как страдание, но на самом деле это не совсем верно, поскольку противоположностью дуккхи является покой, безмятежность, бесстрастность (что видно, например, из третьей Благородной Истины), а не блаженство. Поэтому правильнее было бы перевести это понятие как "маета, болезненное беспокойство, неудовлетворённость". В целом, слово "страдание" тоже вполне применимо, но оно имеет более узкую коннотацию как относительно острое негативное переживание. В то время как понятие "дуккха" вполне распространяется и на мирские удовольствия, скажем, да и вообще на каждое мгновение бытия.
С понятия "дуккха" начинается первая Благородная Истина. Это именно тот диагноз, который ставит Будда жизни. И по сути весь буддизм посвящён тому, как излечиться от этой болезни. Во второй Благородной Истине Будда формулирует причину болезни, в третьей - показывает состояние вне болезни, к которому стоит стремиться, в четвёртой описывает путь к этому состоянию.
По дуккхе см. также
здесь.