Об утверждении Гурджиева «Человек живет во сне»[/l][/l]
Спасибо, Евгений, за неплохой
дайджест различных источников по обсуждаемой теме: художественной литературы, публицистики и даже ... "Википедии".
Ощущается узнаваемость описанных тобой ситуаций, нет смысла комментировать всё, отмечу лишь несколько моментов с которыми я не согласна, или же они требуют уточнения.
Избитая поговорка утверждает, что человеку свойственно ошибаться. По-сути, это и показывает, что человеку свойственно спать наяву.
Очень общо: нельзя выводить такой алогичный вывод ко всей ситуации и ко всем людям, исходя только из тех или иных мелких и больших ошибок. Ты и сам дальше наглядно показал, что ошибка ошибке - рознь.
"До сих пор мы все время говорили об ошибочных действиях, а теперь оказывается, что иногда ошибочное действие является совершенно правильным, только оно возникло вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия."
Мне представляется точным определение ошибочного действия, данное З. Фрейдом: "... Ошибочное действие представляет собой конфликт между двумя несогласованными стремлениями" (ссылка на книгу та же), что наглядно показано в нижеследующем примере:
«Вы шьете в гостиной, и вам понадобились ножницы. Ножницы находятся в спальне, и вы идете за ними в спальню ... Тут к вам подходит кошка, мяукает, вы берете ее на руки, идете на кухню, кормите кошку и тут вспоминаете, что вы совсем не собирались ее кормить, а что вы хотели сделать, уже забыли». Первый эпизод – гостиная, намерение пойти в спальню за ножницами, кошка в спальне. Последняя деталь захватывает ваше внимание и начинается новый эпизод, фактически не связанный с первым: кормление кошки. Только это не сновидение. Это отрывок из главы «Как справиться с рассеянностью» книги Даниеля Лаппа «Улучшение памяти в любом возрасте».
Этот захват внимания", или пересиливание одного намерения другим, можно сравнить с отождествлением.
Я думаю, что любые ошибки, которые мы совершаем в жизни, могут быть поняты как продукты сна наяву. Есть такая характерная особенность сновидений, которую Фрейд называл «сгущением». Она состоит в наложении нескольких образов друг на друга и формировании из них некой причудливой комбинации. А теперь представьте себе типуса, который выплескивает накопившееся в нем раздражение на близких и окружающих. Кто-то его обидел, а он, не имея возможности отплатить обидчику, выместил зло на неповинном человеке. По-видимому, на последнего он наложил образ обидчика. В психологии это называется переносом, но последний мало чем отличается от сгущения. Никто не назовет такое поведение рассеянностью, но оно явно ошибочно и проявляет один из признаков сна. Многие наши ошибки могут быть объяснены сгущением или переносом – тем, что мы некритически переносим образ одного человека на другого человека, образ одной ситуации на другую ситуацию на основе внешних и несущественных признаков сходства. И ведем себя неадекватно реальности.
Хотелось бы просто уточнить, что "сгущение" и "перенос" - не одно и то же, хотя бы по той простой причине, что терминология не терпит синонимов, коими они и не являются. И, во-вторых, "выместить зло" можно и без "переноса", а просто канализировать его на того, кто (первым) "попался под руку". В-третьих, "многие наши ошибки могут быть объяснены" именно "конфликтом между двумя несогласованными стремлениями", или намерениями, потому как любое действие, ошибочное или безошибочное, продиктовано сначала именно намерением, которое может быть соответственно неосознаваемым или осознаваемым.
Еще одно обстоятельство, может быть, даже решающее. Гурджиев говорил: «Сон человека - не что иное, как разрыв связи между центрами». Касательно сна наяву (то есть состояния относительного бодрствования) это в первую очередь означает отсутствие связи с высшими центрами. С другой стороны, не является ли абсурдность и бессвязность обычного сновидения результатом отсутствия контроля со стороны интеллектуального центра над двигательным и эмоциональным, которые в наибольшей степени определяют его (сновидения) содержание? Этим же, я думаю, объясняются все или большинство ошибочных поступков и неадекватных эмоциональных реакций (как говорит народная поговорка «сам здесь, голова там»). То есть даже относительное бодрствование может характеризоваться не только отсутствием связи низших центров с высшими, но и нарушениями связей между самими низшими центрами.
В цитируемой мной книге
"Введение в психоанализ" (1915-1916 гг.) З. Фрейд постоянно указывает на эту рассогласованность (=
"разрыв связей") между ассоциациями, стремлениями (намерениями), сознательным и бессознательным, а при неврозах - между желаемым и действительным. Так что, идея Гурджиева не нова (кстати, а в каком году была издана книга "В поисках чудесного"?). Возможно, плагиат.
Не замечать собственных ошибок нам помогают буфера.
В психологии (и у Фрейда) это называется (психологическим) сопротивлением. Так что, тоже ничего пока нового и эзотеричного.
Если же человек не только в своих глазах, но и в глазах окружающих выглядит так, словно он никогда не ошибается, то здесь я допускаю такие варианты:[/q][/q]
1) Его жизнь протекает в очень однообразных и стабильных условиях, и он к ней действительно хорошо прилажен. Попробуйте посмотреть на этот совершенный автомат в непривычной для него ситуации.
2) Он ошибается достаточно часто, только нам не приходит в голову назвать эти ошибки ошибками. Мы, например, называем их «недостатками», не учитывая, что недостатки – это и есть повторяющиеся ошибки.
3) Он и в самом деле пробужден – и тогда он и в самом деле не ошибается. Не частый случай.[/l]
1) Согласна. В экстриме человек поведёт себя совсем по-другому.
2) "Недостаток" и "ошибка" -
не синонимы.
3) Спорный вопрос, так как ты исключаешь Случайность (Произвол), о которой, между прочим, ты же и упомянул в п. 1.
На мой взгляд, наблюдать свою механичность лучше всего на примере собственных ошибок. Мы бы спали гораздо крепче и не знали нужды в пробуждении, если бы никогда не пытались вылезти из реального окна по снящейся пожарной лестнице.
Красиво сказано, поэтично. Но есть одно "маленькое"
но: КАК человек увидит свои ошибки, если он СПИТ?!
P.S. C тегами опять вышла "бяка" (даже после исправления), но, форумчане, вы сами разберётесь, чьё где цитирование. Мне заново исправлять это влом. (На прежней версии форума движок был лучше.)